СКВОЗЬ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ: О ФИЛЬМАХ “ДУХ БАУХАУСА” И “33 СЛОВА О ДИЗАЙНЕ” В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ BEAT FILM FESTIVAL

Международный фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival проходит ежегодно с 2010 года в конце мая–начале июня в Москве. Лучшие фильмы из летней программы осенью показывают в крупных городах России. Так, с 9 по 13 октября в Петербурге в очередной раз прошёл Beat Weekend, который рассказал о новых феноменах и героях нашей действительности и познакомил зрителей с актуальными вопросами из мира современного искусства, уличной культуры и музыки. Beat Weekend – не просто возможность ознакомиться с культурной повесткой дня, но и способ проникнуться атмосферой кинофестиваля. Журнал МОСТ также не смог пройти мимо данного события и вместе с петербургской публикой познакомился с такими фильмами как “Дух Баухауса” и “33 слова о дизайне”.


Дух Баухауса

Столетие назад архитектор Вальтер Гропиус основал школу Баухаус, видения и идеи которой всё ещё витают в мире искусства. ХХ век – это время, когда в Европе повсеместно возникают новые незнакомые нам прежде феномены и герои – страстная борьба итальянских футуристов с огрубевшей кожей прошлого, манифесты Малевича об обнулении всего искусства, распространение кино, переосмысление жизни после войны. Мир стремительно менялся, а вместе с ним и восприятие всего, что окружает человеческую повседневность. Если раньше классические ордеры и всевозможные декоративные элементы не вызывали радикальных вопросов, то уже во времена Ле Корбюзье и Фрэнка Ллойда Райта внешний облик архитектуры был поставлен под сомнение. Отсутствие украшательства в зданиях, функциональный подход ко внутренней планировке, использование современных материалов, поиск красоты в удобстве – всё это стало глотком свежего воздуха и огромным шагом в создании того мира, в котором мы сейчас живём.

Но фильм “Дух Баухауса” – это не только размышления о новых поисках в архитектурном сообществе прошлого века и даже не столько об истории самой школы. Прежде всего, эта документальная работа повествует нам о так называемом духе учебного заведения, чьи идеи не перестают быть актуальными в ХХI веке. Современные учёные, архитекторы и дизайнеры всё ещё могут обращаться к представителям Баухауса при решении проблем в строительстве или же в вопросах урбанистики.

Создатели фильма сделали акцент на том, как важно было для Баухауса изучить то, что может повлиять на восприятие пространства и то, как тело реагирует на геометрию в пространстве. Несмотря на то, что фильм повествует о значимых фигурах Баухауса, мы всё же мало узнаём о самой школе и особенностях её учебного процесса. Режиссеры стремились больше рассказать о том, как создать доступное жильё и каким должен быть современный город. Ведь, так или иначе, во всех этих темах присутствует дух Баухауса.

Одной из главных проблем современности, по мнению ведущих экспертов в области градостроительства и архитектуры, является городской дизайн. У представителей Баухауса было мужество противостоять существующему строю, однако это мужество всё ещё имеет место быть. Борьба за будущее городов и комфорт жителей продолжается по сей день. Третий Рейх разрушил Баухаус, оставив после него лишь осколки, которые разлетелись по всему миру и продолжают напоминать о себе сквозь время и пространство.


33 слова о дизайне

В рамках фестиваля состоялась мировая премьера фильма “33 слова о дизайне”, где герои кинокартины из мира дизайна, начиная от амбициозных работников компании Mail.ru Group и заканчивая Артемием Лебедевом и Покрасом Лампасом, размышляют об особенностях русского дизайна или об его отсутствии.

Фильм разделен на 33 ролика, где различные представители данной индустрии за две минуты должны высказать своё мнение. Почему именно 33? Здесь возникает неслучайная ассоциация с русским алфавитом, в котором 33 буквы. По мнению многих дизайнеров, специфика русского дизайна заключается в языке. Готовая к экспериментам, кириллица всё ещё полна энергии и жизни. Например, представитель студии Letterhead убежден, что дизайн – понятие немеждународное, но то, что делает нас особенным, так это буквы. С ними нам есть, о чём говорить с другим миром.

Есть те, кто считает, что русский дизайн спит глубоким сном и всё ещё не проснулся. По мнению Макси Шилова, дизайн в России заключает в себе немногословность и романтизацию повседневности, и это дизайн будущего, которого ещё нет. Но что это за будущее и почему Россия непременно должна в нём себя показать? Вопросы так и остаются без ответа, пока Покрас Лампас зачитывает манифест Казимира Малевича с призывом содрать кожу столетия и бросить вызов российскому искусству. А из головы не выходит тот факт, что “Черный квадрат” был написан сто лет назад, и, кажется, претенциозность и пафос молодого художника-каллиграфа мешают ему вспомнить данный факт. Артемий Лебедев в свою очередь ненароком критикует русскую анимацию, заставляя нас посмотреть в глаза нашим любимым персонажам из советских мультфильмов.

И, наконец, есть те, кто убеждён, что нет никакого русского дизайна. Антон Шнайдер доступно и с иронией объясняет, что есть лишь правильный дизайн, который заключает в себе простоту и функциональность. Ребята из Яндекса отрицают существование русской идентичности и дизайна. В прошлом веке произошел взрыв в обществе, а сейчас мы стали сравнивать себя с Западом и копировать чужую культуру. Что же у нас осталось? Остались отдельные авторы и голоса из самых разных областей, которые говорят за всех нас, за наше поколение и тем самым определяют нашу современность.

Наверх