ЛЮБОВЬ КАК ВОДА: О ВЫСТАВКЕ «ЧЖАН ХУАНЬ. ЛЮБОВЬ КАК МУДРОСТЬ» В ГУМ-RED-LINE

Любовь бывает разной: между мужчиной и женщиной, между ребенком и родителем, между друзьями. Но как изобразить любовь ко всем и каждому? Как понимают любовь в буддийской трактовке? Выставка «Чжан Хуань. Любовь как мудрость» в ГУМ-Red-Line дает ответы на эти и другие вопросы до 8 апреля 2021 года. 

 

Чжан Хуань — современный китайский художник и буддийский монах, давно живущий в миру. Он прославился во многом благодаря провокационному искусству 90-х годов, в котором использовал свое тело как главный объект антиправительственных и нередко мазохистских перформансов. Со временем Чжан Хуань предпочел вернуться к станковой живописи и скульптуре, выбрав для новых работ такой материал, как храмовый пепел. Первая российская выставка художника проходила с 9 сентября по 8 ноября 2020 года в Эрмитаже. Сейчас часть работ можно увидеть в Москве, в галерее ГУМ-Red-Line, на выставке «Чжан Хуань. Любовь как мудрость». Выставка организована при поддержке Pearl Lam Galleries, галереи, которая играет ключевую роль в продвижении современного искусства Азии на Западе.

В буддийской трактовке необходимо избавиться от страха, чтобы полностью прийти в состояние нирваны — гармонии с самим собой и окружающим миром. Важно не только самостоятельно достичь просветления, но и помочь погрузиться в это состояние всем остальным. Сделать это в современном мире крайне сложно, ведь жизнь наполнена непостоянствами и сомнениями, особенно в период пандемии. Однако это, считает Чжан Хуань, возможно благодаря любви ко всему человечеству. «Что мы имеем между нашей жизнью и смертью? Любовь!» — звучит с экрана, на котором транслируются «Детские воспоминания у горы Кайлас», один из последних тибетских перформансов Чжан Хуаня. Эту освобождающую и всепоглощающую любовь, которая разделяет жизнь и смерть, можно найти в двух медитативных работах в отдельном зале-келье. Художник написал оба произведения во время карантина специально к выставке в Петербурге, где представил их как центральные, наиболее значимые экспонаты. Серия работ «Любовь» посвящена историям людей, которые пострадали от COVID-19, но смогли выжить благодаря любви близких, врачей, и любви к жизни. Если на экспозиции в Эрмитаже посетители могли увидеть и пепельные работы, то проект ГУМ-Red-Line — это выставка двух картин и сильного эмоционального напряжения между ними. Ее внутренняя структура схожа со строением китайского храма с двумя входами по бокам здания. По галереям-проходам можно обойти центр здания, в котором находится алтарь или святыня. То же самое происходит и здесь, только центром выставки-храма становится пустота между работами «Любовь №2» и «Любовь №7». Под медитативные восточные мотивы зритель отгораживается от внешнего мира, и ничто не отвлекает его от внимательного созерцания красного танца кисти, который складывается в сгусток кровеносных сосудов, сердце или солнце. «Любовь — как вода. Потому что все хорошее течет, как вода», — слова Чжан Хуаня, сказанные им в одном из последних интервью. Одна из форм любви, естественная, как сама вода, теперь находится в самом сердце Москвы — на Красной Площади.


Автор: Екатерина Сурат

Редактор: Регина Эйдельман

Обложка: Екатерина Сурат

Наверх