МИЯДЗАКИ VS PIXAR: КТО ПОБЕЖДАЕТ В БОРЬБЕ ЗА ЗРИТЕЛЯ

В январе 2021 года в прокат вышел мультфильм “Душа”. Это 23-й полнометражный проект студии “Pixar”, которая неоднократного лидировала в  мировых кассовых сборах. С ним за зрительское внимание конкурировали выпущенные в повторный прокат мультфильмы компании  ”Ghibli” от живого классика японской анимации Хаяо Миядзаки. Какой же фильм зрители выбрали для просмотра и почему?


Pixar

История игрушек” стала первой полнометражной работой студии “Pixar”, сделанной при помощи компьютерной анимации в 1995 году. Джон Лассетер, режиссер “Истории игрушек” и один из основателей студии “Pixar”, был вдохновлен анимацией Уолта Диснея. Тем не менее “Pixar” ушел от диснеевских канонов. Традиционный анимационный мюзикл больше не заявлен как приоритетный жанр. Студия представляет зрителю взрослых героев с проблемами, свойственными современному человеку, а компьютерная графика позволяет сделать изображаемый мир еще более реалистичным. Понятным визуальным языком маленького зрителя знакомят со “взрослыми” темами: достижение своей цели, кризис подросткового возраста, проблемы экологии, конфликт поколений, утрата близких. 

Чтобы добиться достоверности изображения, каждый кадр анимируется вручную на компьютере. За этим стоит кропотливая исследовательская работа. Например, для того, чтобы изобразить мех монстра Салли, сотрудники изучали шерсть ламы, а для “Тайны Коко” команда “Pixar” ездила в Мексику. Для празднования Дня мертвых специально лепили скелеты, а для принцессы Мериды из “Храброй сердцем” они создали около 1500 прядей и 15 амплитуд их движения. Pixar использует физику и компьютерные программы так же, как Дисней карандаш и бумагу.

За детальным изображением стоит проработанный сценарий. При его создании опираются на 22 правила повествования “Pixar”. Рецепт истории прост: представление героя в его привычной обстановке, поворотный момент, выбивающий его из комфортной среды, борьба героя с обстоятельствами, приобретение жизненного опыта и усвоение урока. Персонажу, как правило, присваивается четкая жизненная позиция, часто находящаяся в противоречии с действительностью. Крыса Реми из “Рататуя” очень хочет стать шеф-поваром, Мигель из “Тайны Коко” мечтает о запретной в его семье профессии музыканта. Часто история подается через жанр бадди-муви. Два героя, находящиеся в конфликте друг с другом, приходят к дружбе: Вуди и Базз, Салли и Майк, Карл Фредриксен и Рассел. Зритель чувствует себя товарищем главного героя и в финале истории усваивает урок вместе с ним.

Фото: wallpapersafari.com

Хаяо Миядзаки

Так же, как и работы “Pixar”, фильмы Хаяо Миядзаки не менее популярны и успешны. Тем удивительнее, что они относятся к авторскому кинематографу. Каждый мультфильм отдельная история, выходящая за пределы жанра сюжетного кино. Среди работ Миядзаки можно встретить и историю дружбы двух сестер с милым лесным существом в японской глубинке, и историю выживания остатков человечества на руинах ядовитого постапокалиптического будущего. 

Однако, несмотря на столь явную разницу, каждый фильм это часть огромного пазла вселенной Хаяо Миядзаки, в рамках которой человек и природа противопоставлены и находятся в постоянном поиске равновесия. Природа здесь один из полноценных персонажей историй. Она часто находит свое воплощение в духах и магических существах. Эта особенность, как и процесс созерцания природных явлений, характерна для национальной религии Японии синтоизма. Длинные планы дождя, чьи капли затихают на пышной зелени или глухо разбиваются о камни, ветер, гонящий волны по полям и путающийся в листве, неизменные составляющие картин Миядзаки. 

Одна из основных проблем, которые рассматривает японский режиссер, экология. Когда жизнедеятельность человека выходит из-под контроля, она влечет за собой разрушительные последствия. Умиротворяющее гудение природы в “Моем соседе Тоторо” резко контрастирует с бушующим гневом в “Принцессе Мононоко”. Это навеяно детскими воспоминаниями самого режиссера о Второй мировой войне. 

Из детства пришла и увлеченность Миядзаки летательными аппаратами. Не пожелав продолжить семейное дело в военной промышленности и стать авиационным инженером, как его отец, он воплотил образы самолетов в анимации. Причудливая летательная техника часто фигурирует в работах японского режиссера. Она и прекрасна, и смертоносна одновременно. 

Помимо самолетов в мирах Миядзаки летают ведьмы на метлах, драконы и прочие существа, обладающие способностью “читать ветер”. В историях зритель часто может заметить знакомые мотивы: Дора из “Небесного замка Лапута” напоминает повзрослевшую лихую Пеппи Длинный Чулок, лесной дух Тоторо летает, словно Мэри Поппинс, а героиня Мэй проваливается к нему в нору, как персонаж из “Алисы в Стране Чудес”. 

Вдохновленный “Снежной королевой” Льва Атаманова, японский автор часто делает именно девочек главными персонажами. Они воплощают бесстрашие, независимость и ум.

Взяв за основу сценария готовое произведение, режиссер полностью его перерабатывает. По признаниям Миядзаки, зачастую сценария не существует он рождается в процессе раскадровок, выполняемых режиссером. Визуальная стилистика подчеркнута звуковыми эффектами, воспроизведенными Кодзи Касамацу и композитором Джо Хисаиши. В отличие от западной анимации у Хаяо Миядзаки встречаются долгие паузы, что обусловлено особенностями японской культуры Югэн искусством недосказанности.

Мир “Pixar” и мир Хаяо Миядзаки два разных мира. Первый основан на искусстве и науке, второй на искусстве и философии. Компьютерную и традиционную анимацию объединяет скрупулезная проработка мельчайших деталей. С такой же тщательностью “Pixar” разрабатывает сценарий, который у японского режиссера и вовсе может отсутствовать. Волшебный мир компьютерной анимации адаптируется под зрителя, стремится к нему навстречу. Миядзаки буквально выманивает зрителя из реальности, и он покорно следует за ним, как героиня Мэй за лесными духами. 

И все же, такие разные анимационные студии словно пожимают друг другу руки, когда обмениваются оммажами в своих работах. Плюшевый Тоторо мирно соседствует с героями “Истории игрушек 3”. А Тихиро и Безликий из “Унесенных призраками” стоят под фонарем, напоминающим Люксо-младшего, лампы-символа студии Pixar.


Автор: Настасья Ширшова

Редактор: Анастасия Кулагина

Обложка: filmpro.ru

Наверх