“НЕКУЛЬТУРНЫЙ МИНИСТР”: КТО ТАКАЯ ОЛЬГА ЛЮБИМОВА И ЧЕГО ТЕПЕРЬ ЖДАТЬ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

15 января 2020 года состав правительства России практически полностью изменился. Среди новых министров Ольга Любимова – новый министр культуры – вызвала наибольший интерес со стороны общества. Резкие высказывания в блоге и футболка с легкомысленной надписью не вяжутся с солидным образом министра культуры. Анализируем, так ли плоха Ольга Любимова, как её предшественник, и выясняем, что теперь ждет российское современное искусство.

 

 

Ольга Борисовна Любимова – из интеллигентной театральной династии, и кажется, об этом не сказал только ленивый. В том числе и Дмитрий Быков, который и вовсе считает такие разговоры постыдными. Прадед Ольги Любимовой Василий Иванович Качалов – знаменитый артист Московского художественного театра, основанного Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, а также профессиональный чтец и педагог. Женой Василия Качалова в свое время стала талантливая актриса и режиссёр Нина Николаевна Литовцева. Нина Николаевна также работала во МХАТе, исполняя роли в таких постановках, как “Три сестры", “Вишнёвый сад", “Кукольный дом", “Сирано де Бержерак". Театральными деятелями являлись и дед по материнской линии Вадим Васильевич Шверубович, мать Мария Шверубович и отец Борис Николаевич Любимов – действующий ректор театрального училища имени Щепкина.

 

Сама Ольга Любимова продолжила путь своих предков, окончив факультет театральной журналистики в ГИТИС по специальности “театровед". Получив второе высшее образование в МГУ по специальности журналистика, Ольга Любимова долгое время работала по специальности. За плечами нового министра культуры работа корреспондентом на радиостанции “Европа Плюс", программы “Итоги недели с Глебом Пьяных", “Цена вопроса", “Выводы с Петром Толстым", “Русский взгляд". Была ведущей программ “Москва-2009", “Город и люди", “Горожанка" на канале Столица.

 

С 2010 года деятельность Ольги Любимовой плотно связана с культурой и религией: работала шеф-редактором в агентстве Русской православной церкви, на телеканалах “Спас" и “Культура". Активно занималась документальным кино, приняв участие в создании более 80 фильмов. Самые известные работы – документальные сериалы “Война и мифы" и “Путь Патриарха" (рейтинг Кинопоиска: 3.3), к которым Ольга Любимова написала сценарии.

 

В 2015 году Ольга Любимова стала советником руководителя департамента кинематографии Министерства культуры Российской Федерации, а с 2018 года она руководитель департамента кинематографии.

 

Новый министр культуры совсем недавно на своём посту, так что пока рано анализировать её деятельность в области культуры. Тем не менее, можно спрогнозировать возможное развитие событий.

 

По отношению к Ольге Любимовой общественность разделилась на два лагеря. Сообщества социальных сетей настроены негативно по отношению к новому министру культуры. Каждый день в Интернете появляется всё больше компрометирующей информации: то “всплывет” фотография Ольги Любимовой в футболке с нецензурной бранью из Интернет-мема, то ссылки на старый блог в LiveJournal. В этом сетевом дневнике Ольга Любимова максимально открыто и резко высказывается о происходящих в стране событиях и различных социальных явлениях. Наибольшее недовольство у большинства вызвали два поста Любимовой. В одном она сообщает, что на самом деле не испытывает любви к классическому искусству, музеям, выставкам, экскурсиям, плохо знает мировой кинематограф и абсолютно не разбирается в артхаусе. За подобное откровение Ольгу Любимову нарекли “некультурным министром культуры". В другом посте Ольга Любимова рассуждает о гражданском обществе и митингах: “Вот что меня пугает — я не могу понять, что такое гражданское общество. Кто эти люди? Как должно выглядеть гражданское общество? Я вот жопой чувствую, как перед выборами ситуация накаляется. Вот мои друзья начали ходить на митинги. В моем детстве на митинги ходили алкаши и бездельники — там поили водкой. Потом на митинги ходили несчастные, доведенные до отчаяния люди. У меня тоже были друзья. Несчастные и доведенные до отчаяния. Но они на митинги не ходили, понимая, что это все бессмысленно и можно придатки только отморозить”.

 

 

Последней скандальной новостью, связанной с новым министром культуры, стало раскрытие того факта, что Ольга Любимова отказала в финансировании фильма про рок-группу “Машина времени".

 

Кроме комментаторов в социальных сетях скептически настроены по отношению к грядущим действиям в области культуры Ольги Любимовой политик Алексей Навальный и режиссёр Александр Сокуров.

 

Тем не менее, многие деятели культуры поддерживают Ольгу Любимову на новом посту. Анализируя личность нового министра культуры и выстраивая прогнозы, не стоит упускать этот факт из виду. Ольга Любимова с детства связана с театром и кинематографом, имеет большой профессиональный опыт в этой сфере и понимает, насколько кинематограф важен для современной культуры и общества. В одном интервью тогда ещё глава департамента кинематографии честно рассказала о своём отношении к русскому кинематографу: она поддерживает российское авторское кино, потому как это тонкое искусство, поддерживает качественные массовые картины. Ольга Любимова участвовала в проекте портала Культура РФ “100 лучших фильмов для школьников", отстаивала перед Мединским провокационные проекты – эротический фильм “Верность" Нигины Сайфуллаевой и итальянский документальный фильм “Похищенные сокровища Европы".

 

Кажется, Ольга Любимова добросовестно исполняла свои обязанности в департаменте кинематографии. Когда произошла серия уголовных дел против продюсеров и режиссёров-должников, разбираться с растратчиками пришлось именно Ольге Любимовой, ведь именно она отвечала за распределение бюджета на производство фильмов и фестивалей. Тогда Ольга Любимова поступила бескомпромиссно, не пощадив даже лауреата Каннского кинофестиваля режиссёра Сергея Дворцевого (фильм “Айка", победитель в номинации “Лучшая женская роль" и номинант на Золотую пальмовую ветвь). Но не стоит рассматривать эту ситуацию однобоко. Ведь Ольга Любимова прекрасно понимала ситуацию Сергея Дворцевого, Сергея Соловьёва (режиссёр не мог закончить фильм из-за смерти своего сына) и других должников. Но знала, что если прощать долги всем, то получится замкнутый круг, где из бюджета одного фильма будут выплачиваться долги за другой.

 

Показательной является и ситуация со скандальным фильмом о советском физике Льве Ландау «Дау» режиссёра Ильи Хржановского. Как известно, картина не получила прокатное удостоверение. На самом деле, ведомство Любимовой обеспечило прокатом часть эпизодов, остальные четыре не получили его по причине откровенно порнографического характера. На подобный контент в РФ запрещено давать прокат. Похоже, что Ольга Любимова не наделена снобизмом и открыта к экспериментам, но при этом не собирается превышать свои полномочия.

 

В 2018 году на Международном культурном форуме Ольга Любимова объявила о решении Минкульта оказывать финансовую поддержку российским продюсерам, участвующим в международном кинопроизводстве как миноритарии (т.е. участие в уже запущенных на иностранной территории проектах). Это должно делать российский кинематограф полноправным игроком на европейском рынке.

 

Вывод напрашивается самостоятельно: новый министр культуры будет (в первую очередь) поддерживать в России киноиндустрию. Скорее всего, авторское кино и кинофестивали получат второе дыхание. Глубокое профессиональное понимание киноиндустрии позволит министру планировать разумный менеджмент культуры. С остальными же сферами культуры и искусства – пока весьма туманно.

 


Автор: Марина Климкова

Редактор: Владимир Большаков

Изображения: из свободного доступа сети Интернет

Наверх