“ВЫРЕЗАЛИ ХОЛСТЫ ИЗ РАМ И ВЫВОЗИЛИ ЭКСПОНАТЫ”: О ТОМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С МУЗЕЕМ ИМЕНИ РЕРИХА В МОСКВЕ

28 апреля 2017 года силовые структуры захватили здание общественного музея им. Н.К. Рериха в Москве. Сотрудников музея выгнали за ворота. Люди в форме вырезали холсты из рам, паковали и вывозили сотни музейных экспонатов. Что на самом деле произошло с легендарным музеем? И почему теперь налоговые органы требуют, чтобы Международный Центр Рериха заплатил 59 000 000 рублей? Разбираемся в новом материале.

 

 

 

В 1989 году на встрече с президентом Михаилом Горбачевым Святослав Рерих, сын известного художника, предложил создать музей им. Н.К. Рериха с безвозмездной передачей всего наследия семьи. Главное условие Святослава Рериха заключалось в следующем: музей должен быть общественной организацией, не подчиняющейся Минкульту. “Как я уже вам говорил, подчинение центра Министерству культуры, а тем более музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей центра". Располагаться будущий музей должен был в усадьбе Лопухиных, выбранной Святославом Николаевичем лично из предложенных вариантов. И только в этом случае он был готов безвозмездно передать обширное и, по сути, бесценное наследие семьи. Эти условия были одобрены и закреплены в соответствующих документах.

 

Изначально усадьба Лопухиных находилась в плохом состоянии, все ремонтные работы шли за счет финансирования меценатами и благотворителями. До 2014 года здание находилось в долгосрочном договоре аренды, а с 2014 года по распоряжению мэра города Москвы её передали в безвозмездное пользование музею сроком на 10 лет.

 

Расположенный в самом сердце Москвы, общественный музей им. Н.И.Рериха представлял собой самое большое в мире собрание картин и реликвий, связанных с именем семьи Рерихов. Фонд насчитывал более 12 000 экспонатов: картины и рисунки Рерихов, коллекция тибетских танок, древневосточной бронзы, обширное собрание работ современных художников-космистов. Музей являлся центром культурной жизни: в нем регулярно проводились творческие встречи, концерты, выставки, лекции, мастер-классы. Сотрудники музея много времени и сил посвящали распространению и сохранению культурного наследия: проводили сотни выставок в музеях по всей стране, организовывали международные научно-общественные конференции, издавали печатную продукцию из наследия Рерихов (общий тираж более 500 000 экземпляров).

 

 

Что же происходит сейчас?

 

В 2015 году после смерти генерального директора музея Л.В. Шапошниковой, которая являлась доверенным лицом и главным исполнителем воли Святослава Рериха, Минкульт начал предпринимать планомерные действия по уничтожению музея.

 

Сначала бывший министр культуры Мединский обращается к мэру Собянину с просьбой передать здание усадьбы Лопухиных из собственности города Москвы в федеральную собственность. Просьба удовлетворяется. Здание усадьбы Лопухиных переходит в оперативное управление музея Востока с обременением, то есть с нахождением в здании общественного музея Рериха. Что прямо нарушает волю Святослава Рериха. Бывший музей им. Н.К. Рериха становится филиалом музея Востока.

 

С 2015 года начинаются изнуряющие и выматывающие проверки работы музея. В общей сложности таких проверок за несколько лет насчитывается несколько десятков. От налоговой инспекции, Рохтехнадзора, Минюста до обвинения в экстремистской деятельности и поисков иностранного агента. Проверки музей, кстати, проходит, и с него снимаются обвинения в экстремистской деятельности. В 2016 году музей номинируется на Нобелевскую премию мира.

 

В апреле 2017 года происходит беспрецедентное событие – по сути, захват музея. Большая часть экспонатов перемещается в фонд Музея Востока, и в павильоне № 13 на ВДНХ открывается небольшая экспозиция, больше похожая на выставку, чем на полноценный музей.

 

Однако это еще не конец. Сегодня Федеральная налоговая служба подала новый иск и требует выплаты 59 000 000 рублей в качестве налога за подаренные картины. Что фактически может стать причиной банкротства организации. И что опять же поразительно, ведь ни один музей не платит налоги за использование полотен, находящихся в музейном фонде.

 

24 января 2020 года прошло заседание в Арбитражном суде города Москва, где ФНС требует признать международный центр Рерихов банкротом. В настоящий момент заседание отложено до 2 апреля 2020 года и если сумма будет выплачена, то ФНС готова на мировое соглашение.

 

Минкульт открыто пытается разрушить музей, грубо нарушая волю Святослава Рериха. Но зачем? Звучат разные версии. Очевидно, что здание усадьбы Лопухиных, находящаяся по адресу г. Москва, Никитский бульвар, 12А (то есть в самом центре Москвы) крайне лакомый кусок. Особенно после капитального ремонта, осуществленного международным центром Рериха. Кроме того, для покрытия налогового сбора в 59 000 000 рублей, вероятнее всего, придется продавать картины. И не стоит забывать, что стоимость одной картины Рериха доходит до 5 000 000 долларов. И картин очень много.

 

Ещё до создания музея почти 300 картин были переданы музею Востока для организации выставки, но возвращены они так и не были. Шесть из этих картин считаются пропавшими без вести. Много лет по этому делу шли суды. Но безрезультатно. В свете последних событий, скорее всего, о пропавших картинах уже никто и не вспомнит.

 

Отношение РПЦ к наследию Рериха, влияние которой на культуру в последнее время становится всё более заметным, также неблагосклонное. Взгляды мистика и философа Рериха могут казаться, по меньшей мере, неудобными.

 

Кроме постоянных судебных тяжб, написания открытых писем, в том числе и Путину, составления петиций и постоянного поиска финансовых средств, сотрудники музея сильно обеспокоены нынешним состоянием картин. В музее Рериха самым тщательнейшим образом была налажена система хранения. Температурно-влажностный режим – основа бережного хранения, особенно для картин, прошедших сложную реставрацию. Что происходит с картинами и экспонатами в фонде музея Востока сейчас, сотрудники не знают.

 

На днях мы побывали в здании музея на ВДНХ: три небольших зала, где картины буквально жмутся одна к другой, и лишь несколько стендов с восточными реликвиями, которые не кажутся пародией на прошлое здание музея. Жалкое зрелище. Смотрители музея комментируют ситуацию неохотно. “Это не музей. Здесь нет музейной работы. Скорее выставка", – говорят они.

 

До 2017 года музейная работа являлась важнейшей частью: выставки, концерты, мероприятия, книги и альбомы. Сотрудники музея участвовали в международных проектах, конференциях, проектах по сохранению международного культурного наследия. Теперь почти ничего из этого не осталось. “Может еще вернут нам наше старое здание. Поживем-увидим", – говорят они.

 

А вот что думает один из посетителей.

 

Анна, 31 год.

 

“В первый раз я была в музее еще в детстве, потом много раз приезжала туда подростком. Это было совершенно особенное место для меня: атмосферное, удивительное, живое. Помню свой детский восторг от созерцания картины “Матерь мира". Потом мы с мамой купили открытку с этой картиной, и она стояла над моим рабочим столом. Помню детское ощущение тайны и восторга. Разные по размеру и освещению комнаты, переходы, арки, скульптуры, древние реликвии и, конечно, полотна. Каждое на своем месте – живые, дышащие, рассказывающие невероятные истории. Конечно, я помню горы на картинах – мистические, таинственные, одухотворенные. Это было особенное место для меня, место силы. Когда я узнала про перенос музея, а после посмотрела видео захвата, я не могла прийти в себя несколько дней. Конечно, я была на месте новой экспозиции на ВДНХ, и я рада возможности увидеть работы любимых мастеров, но неужели это может сравниться с той удивительной и живой атмосферой музей в усадьбе Лопухиных? Кстати, на выставке сейчас “Матерь мира" не представлена. Спросила почему, говорят, места не хватает. Может, когда экспозиция поменяется. Сказать, что мне больно, не сказать ничего".

 

От былого великолепия остался лишь виртуальный тур по музею в усадьбе Лопухиных. И крупный баннер “Музей, который потеряла Россия" рядом с просьбами о помощи и петициями в поддержку. В этом смысле интересно понять, что будет делать со сложившейся ситуацией новый министр культуры Ольга Любимова. И будет ли.

 


Автор: Анна Шаркова

Редактор: Владимир Большаков

Наверх