НА ОСТРОВЕ ЛИДО: ИТОГИ И ПОБЕДИТЕЛИ ВЕНЕЦИАНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ-2020

Только что завершился международный кинофестиваль в Венеции – единственный из мировых кинофестивалей класса А, который выстоял в пандемию в 2020 году. Что принесет нам год грядущий с точки зрения потенциальных кинохитов? Разбираемся в материале.



Старейший фестиваль, прозванный Мостра, был основан всего через 37 лет после официального создания кинематографа в 1895 году. Запущенный с подачи диктатора Муссолини, он обладает высокой культурной ценностью и входит в состав Венецианской биеннале искусства.


Мостра совмещает в себе роскошь Каннского и свободу Берлинского смотров. Любой жаждущий кино может приобрести билет на большинство сеансов, не являясь при этом счастливым обладателем бейджа, или постоять в очереди за автографом какой-нибудь голливудской звезды. Последние, к слову, с завидной регулярностью блистают на итальянской красной ковровой дорожке. Не зря. Венеция – высокая вероятность того, что фильм поборется за статуэтку с другими претендентами в оскаровской гонке. “Гравитация” Куарона, “Ла-ла-лэнд” Шазелла или “Джокер” Филипса – впервые они были представлены профессиональной публике именно здесь.


В 2020 году очередное достижение смотра – это его проведение с учетом сложившихся обстоятельств. Ступив на землю острова Лидо – именно здесь расположен киногородок, в залах которого проводятся показы – гости незамедлительно прячут лицо под маской. Сотрудники службы безопасности помимо сумок заботливо проверяют еще и температуру. Фотографы выстраиваются аккуратным рядком на почтительном друг от друга расстоянии. А звезды им позируют, лишь на мгновение сняв маску – черную к смокингу и со стразами и пайетками к вечернему платью.


Программа кинофестиваля в 2020 году также претерпела некоторые изменения: она была сокращена относительно количества и географии фильмов-участников. Впервые за более чем 10 лет фильмом открытия стала работа итальянского режиссёра. Даниэле Лукетти представил фильм “Фамильный узел”. Однако главная награда основного конкурса — золотой Венецианский лев — досталась Голливуду в лице Хлои Джао. Ее фильм “Земля кочевников” с Фрэнсис Макдорманд (“Три билборда на границе Эббинга, Миссури”) в главной роли повествует об Америке, простирающейся за зеленым газоном и белым забором дома, в котором живет воплощенная американская мечта. Сценарий фильма основан на документальной книге Джессики Брудер “Земля кочевников: Выжить в Америке 21 века”. Взор зрителя намеренно фокусируют на непримечательной героине Макдорманд — кочевнице Ферн, чтобы через ее историю передать истории десятков других вольных и невольных странников. Из-за экономического кризиса Ферн приходится пуститься в путь по просторам своей страны на поиски работы. Джао раскрывает образ целой страны в общем и маргинального, внесистемного слоя населения в частности. Камера Джошуа Джеймса Ричардса окрашивает как кисть депрессивную действительность пастельным небом и мягким закатным солнцем.


Лауреатом Гран-при жюри стал фильм мексиканского режиссера Мишеля Франко “Новый порядок”. Фильмы Франко ранее уже получали награды на Каннском кинофестивале (“Дочери Абриль”, “После Люсии”). “Новый порядок” изображает антиутопичное общество, в котором ситуация доведена до критической точки, и на улицах царят беспорядки и хаос. Мы также наблюдаем приготовления обеспеченного семейства к свадебной церемонии. Столкновение полярных социальных групп и тоталитарный государственный строй рисуют безрадостную картину. От назидательности повествования и остросоциального посыла Франко, впрочем, отказывается, упоминая, что это лишь “рентгеновкий снимок того, что может нас ожидать в ближайшем будущем, если мы не задумаемся в настоящем”. Кажущаяся антиутопичность отсылает к реальным протестам в Америке и Беларуси. В фильме под ударом находятся все слои населения, выигравших в конфликте не будет. Режиссер отказывается принимать чью-либо сторону, сохраняя нейтралитет. Он лишь демонстрирует “формулу для катастрофы”, азбуку для двоечников, которым оставаться на второй год смертельно нежелательно.


Фото: rbk.ru


Серебряный лев за режиссуру получил японский фильм “Жена шпиона”. Его режиссер Киёси Куросава уже известен массовому зрителю по фильму “Токийская соната”. Оттачивая мастерство, японский режиссер постепенно двигался от жанра хоррора к драме. Очевидно, ему прекрасно известны приёмы, которые вызовут у зрителя максимальное эмоциональное напряжение. Это как нельзя кстати для фильма, сюжет которого крутится вокруг управляющего компанией Юсаку (Иссей Такахаси) и его жены Сатоко (Ю Аои). Юсаку обвиняется в госизмене, и Сатоко проявляет преданность жены декабриста, следуя за ним сквозь череду последствий представленной ситуации.


Жюри одарило специальным призом частого гостя фестиваля Андрея Кончаловского. Его фильмы неоднократно получали номинации и награды на смотре: “Дом дураков”, “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына”, ”Рай”. В 2020 году режиссер привез фильм “Дорогие товарищи!”, основанный на печально известных событиях в Новочеркасске времен Хрущева. Центральный женский персонаж Людмила (Юлия Высоцкая) переживает крах своих стойких коммунистических убеждений, когда система касается близкого ей человека. Череда сухих черно-белых исторических фактов 1962 года оживает благодаря воплощению ее героини на экране. Опираясь на образы греческих трагедий, Кончаловский превращает историю в искусство.


Мастерство воплощения персонажа имеет специальную награду на фестивале – кубок Вольпи – для мужских и женских ролей соответственно. За игру в двух фильмах фестиваля (Корнель Мундруцо “Части женщины”, Моны Фастволд Лерче “Мир грядущий”) этой награды была удостоена британка Ванесса Кирби. За роль полицейского комиссара в фильме Клаудио Ноче “Наш отец” эту награду получил широко известный за пределами Италии Пьерфранческо Фавино.


Особенного упоминания заслуживает участник параллельной основному конкурсу программы “Горизонты” — Лав Диас с фильмом “Шимпанзе”. Именитый представитель современного авторского кинематографа Филиппин получил приз за режиссуру.


Специальным внеконкурсным показом Педро Альмодовар ознаменовал новый виток в своей карьере. “Человеческий голос” – это 31 минута и одна актриса (Тильда Суинтон). Классический Альмодовар – центральный женский характер и яркие пятна на грубом фоне. Правда, еще ярче и глубже благодаря монологу героини под музыку Альберто Иглесиаса.


Именно Педро Альмодовар озвучил еще одну меру борьбы с пресловутым вирусом: “Антидот – это кино”. Он призвал профессионального и непрофессионального зрителя поддержать индустрию посещением кинособытий при неукоснительном соблюдении всех мер предосторожности.


Автор: Настасья Ширшова

Редактор: Владимир Большаков

Обложка: img.ria.ru

Наверх