НА ПЕРЕДОВОЙ МОСКОВСКОГО АКЦИОНИЗМА: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ АНАТОЛИИ ОСМОЛОВСКОМ

18 апреля 1991 года члены движения Э.Т.И. телами выложили бранное слово из трех букв на брусчатке Красной площади. Группу из четырнадцати человек возглавлял Анатолий Осмоловский. Акция «ТЕКСТ» носила политический и символический характер и была приурочена к закону «О нравственности», который запрещал ругаться матом в общественных местах. Участники перформанса протестовали против роста цен в условиях тяжелого экономического положения страны. После этого события начался новый период в развитии московского искусства акционизма.

 

 

Акция «ТЕКСТ» движения Э.Т.И. с Анатолием Осмоловским вызвала резонанс в российском обществе 1991 года — запрещенное ругательство оказалось на главной площади страны, а группа из 14 человек позволила себе смешать безобразное с сакральным и вечным. Против участников протеста возбудили уголовное дело, а чтобы посильнее «прижать» художников — отметили, что акция была проведена в канун дня рождения Владимира Ильича Ленина. Однако дело закрыли через несколько месяцев.

 

Красная площадь как исторический и символический центр страны — излюбленное место для проведения акций. В 2013 году Павел Павленский перформансом «Фиксация» шокировал общественность. Художник прибил свой половой орган к кремлевской брусчатке. Позже он назовет акцию «метафорой апатии и политической индифферентности».

 

Порой в акционизме художники переступают даже законы, чтобы поддержать идею или обратить внимание на проблему. Акционизм — это скандальный политический жест. Художники-акционисты формируют общественное мнение, поскольку привлекают публику к действию. Художники выбирают гротескные формы для выражения идеи, ведь механизмы «шок-контента» работают гораздо эффективнее, когда необходимо привлечь аудиторию.

 

23 мая 1998 года деятели искусств из «Внеправительственой Контрольной Комиссии» построили «баррикаду» из картонных коробок на Большой Никитской (Москва). В акции приняли участие около трехсот человек под руководством Анатолия Осмоловского. Участники скандировали лозунги времен французской студенческой революции 1968 года, но акция, вызванная недоверием к парламентской демократии, проходила против российской власти. Внимание полиции привлекли нереалистичные требования демонстрантов, в числе которых были ежемесячные выплаты, легализация наркотиков и возможность бесплатно передвигаться по миру для участников акции.

 

Расцвет московского акционизма в 1990-х годах обусловили демократические реформы в России: ликвидация однопартийной системы, либерализация СМИ, свобода создания культурных и политических организаций. Люди встречались, подхватывали идеи друг друга и объединялись в группы. В эти годы у культурного сообщества был один, навеянный страхами прошлого, враг — тоталитаризм, а за ним — стандартизированное искусство. Художники придерживались конкретной идеологии, в рамках которой совершенствовались и мирно разделяли культурное пространство. Акционисты выступали громче других и обращались к актуальным проблемам в нетривиальных формах.

 

Фото: artguide.com

 

Анатолий Осмоловский — основоположник московского акционизма. Он является создателем движения «Экспроприация территории искусства», координатор программы «Нецезюдик», редактор журнала «Радек» — в общем, лидер многих постмодернистских культурных группировок конца 90-х и начала 2000-ых. Лидерские и творческие качества Осмоловского проявились еще в школе, где он занимался коллекционированием, рисовал и собирал информацию по теме гражданской войны на Дальнем Востоке.

 

Осмоловский участвовал в политической жизни страны через перформансы. В 1993 году он взобрался с помощью крана на плечо памятника Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади в Москве. Художник назвал акцию «Путешествие Нецезюдика в страну Бромбдингнегов» и направил ее против «забычивости» власти. Маяковский — глашатай революции, поддерживал правительство, которое после смерти поэта установило ему памятник. Тем самым власть перечеркнула труд футуриста, который «ненавидел всяческую мертвечину»: символ прогресса застыл в форме каменного памятника. Осмоловский таким образом почтил память поэта и осудил ельцинский режим, который предал забвению советский авангард.

 

Акция «Позор 7 октября» проходила на фоне обгоревшего Белого дома в Москве. Осмоловский вместе с художниками Александром Бренером, Олегом Мавроматти и музыкантом Василием Шугалей задокументировали перформанс, посвященный расстрелу парламента. Черные футболки символизировали верхний ярус Белого дома, голые ноги — нижний, обнаженные половые органы — отношение к произошедшему. Фото поместили на обложку журнала «Радек».

 

Из более поздних работ стоит упомянуть выставку «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Галерея Томаса Брамбиллы, 2014). Художник переосмысляет Тайную вечерю в форме сюрреалистической игры. Инсталляция представляет собой двенадцать металлических сосудов с маслом. Электрический трансформатор воплощает образ Иисуса Христа, который разгоняет масло, проводя электричество. Апостолы возникают в результате плавления материи.

 

Инсталляция «Это вы сделали? Нет, это вы сделали» — это девять голов, нанизанных на копья. Скульптурные головы принадлежали видным революционерам конца XIX, начала и середины XX веков: Марксу, Энгельсу, Бакунину, Ленину, Сталину, Троцкому, Цзэдуну, Хо Ши Мину, Че Геваре. Осмоловский интерпретировал выставку как вызов обществу, которое «отрубило головы» своим кумирам.

 

Еще одной любопытной работой автора стало «Расчленение» (Украинка) 2015 года. Это скульптура женщины, которая склеена из идеальных, по мнению общества, частей тела, словно Франкенштейн. По словам автора, инсталляция находится вне политического контекста. В 2003 году художник входил в творческое объединение «Что делать?», которое устраивало перформансы в поддержку феминизма.

 

Сегодня Анатолий Осмоловский — создатель и ректор института современного искусства «База», куратор и издатель. «База» — это экспериментальная образовательная программа, обучающая теории и практике современного искусства.


Автор: Диана Садретдинова

Редактор: Регина Эйдельман

Обложка: osmopolis.ru

Наверх