НЕ В ОДИНОЧКУ: КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ ИНСТИТУЦИИ РАЗВИВАЮТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ

Современное искусство, каким мы его знаем, сформировалось в 60-х годах XX века. Поиск новых средств привел к рождению иных художественных практик – инсталляций, акционизма, перфомансов. В России обогащение культурного пространства идет непрерывно. Но кто именно способствует развитию и продвижению современного искусства? Чей вклад весомее – государственных структур или частных учреждений? Разбираемся в новом материале.



В России основными госпопуляризаторами “contemporary art” сегодня являются Государственный музейно-выставочный центр “РОСИЗО”, ведущий свою историю с 1959 года, и Государственный центр современного искусства, основанный в 1992 году и включенный в 2019 году в состав Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина.


“РОСИЗО” со времен СССР осуществляет выставочную деятельность, передает произведения искусств в музеи, занимается реставрацией экспонатов. Одной из главных задач центра стала популяризация художественного наследия и современной культуры. РОСИЗО известен как оператор российских выставок за границей. Но не все об этом знают. Генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра Сергей Перов сказал: “Мне как-то даже обидно, когда забывают, что “РОСИЗО” учредил Московскую биеннале современного искусства, долгое время представлял Россию на Венецианской биеннале – и своими сотрудниками, и организационно-технически. Коллекция “РОСИЗО” никогда не была однобокой, мы произведениями современных художников прирастали постоянно. В 2005 году в Брюсселе “РОСИЗО” организовал фестиваль “Европалия – Россия”. Совместно с Московским музеем современного искусства (ММОМА) – первым в России, в фонде которого находятся исключительно экспонаты культуры новейшего времени – “РОСИЗО” обеспечил поддержкой такие образовательные проекты, как “Портфолио-ревю” и школа “Арт-Грейд”.


Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) – единственная в России арт-институция с обширной сетью региональных филиалов – в Петербурге, Владикавказе, Екатеринбурге и других городах. В 2016 году ГЦСИ вошёл в состав “РОСИЗО”, однако через три года руководители музейно-выставочного объединения и Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина приняли решение о передаче центра под покровительство последнего. Преследуя цель популяризации российского современного искусства, ГЦСИ реализовал ряд проектов, ключевые из которых – Государственная премия в области современного искусства “Инновация”, фестиваль “Стой! Кто идет?”, превращенный в 2008 году в Московскую международную биеннале молодого искусства; Уральская индустриальная биеннале современного искусства, Ширяевская биеннале современного искусства. В ГМИИ им. Пушкина существует программа “Пушкинский XXI”, призванная познакомить людей с актуальным искусством, новыми классиками не только живописи, фотографии, но и недавно появившихся художественных форм. На площадках музея организуют выставочные проекты, к примеру, “Дом впечатлений”, конференции и лекции на тему актуального искусства. В 2017 году в рамках параллельной программы 57-й Венецианской биеннале музей представил экспозицию “Человек как птица. Образы путешествий”, исследующую вопросы трансформации мировосприятия людей через призму последних тенденций современного искусства.


Среди федеральных учреждений, занимающихся современным искусством, важное место принадлежит Новой Третьяковке, филиалу Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу. Шедевры искусства ХХ столетия и актуальные течения нынешнего века – авангард, социалистический реализм, искусство “сурового стиля” и многие другие – представлены в стенах музея. Новая Третьяковка запустила площадку “Западное крыло” для размещения междисциплинарных выставок, связанных с поиском иных смыслов в современном искусстве. Из последних экспозиций филиала можно вспомнить “Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина”, куда включены работы молодых, но уже состоявшихся мастеров, начавших свой карьерный путь на рубеже XX- XXI столетий.


Лагерь частных институций, развивающих современное искусство, не уступает федеральному крылу. Эрарта, самый крупный частный музей современного искусства в России, расположен в Петербурге и в своем фонде насчитывает свыше 2800 работ, принадлежащих авторам из самых разных уголков России. Летом 2015 года коллекция Эрарты появилась на интернет-платформе Google Art Project, с помощью которой теперь миллионы пользователей могут приобщиться к культурному достоянию. Среди реализованных проектов выставочного комплекса – инсталляции U-Space, “Театр без актеров”, “Озвученные истории картин”, “Изоанимация”, “Изолитература”.


Московский музей “Гараж” более десяти лет работает над сохранением и популяризацией наследия современной культуры. “Проект, задуманный первоначально как платформа для представления в Москве современного искусства мирового значения, со временем превратился в прогрессивно мыслящий современный музей, которым мы являемся сегодня”, – отметила сооснователь “Гаража” Дарья Жукова. Среди программ музея – издательская деятельность, оцифровка документальных материалов современного искусства России на онлайн-платформе RAAN, Garage Live для поддержки российских перформеров и танц-художников, кинопоказы Garage Screen, знакомящие зрителей с фестивальными новинками.


Центр современного искусства “Винзавод”, основанный в 2006 году, заработал славу одного из самых концептуальных культурных заведений столицы. Здесь расположены как выставочные пространства, так и творческие мастерские, художественные галереи. Среди частных институций вспоминается также “ГРАУНД Солянка”, галерея-мастерская, фокусирующая внимание на развитии инновационных направлений в сфере современного искусства и культуры. С декабря 2018 года ее возглавляет художник Катя Бочавар, активно внедряющая идею кросс-дисциплинарного подхода в деятельность центра. Произведения здесь не только выставляются, но и создаются. Одной из важнейших направлений деятельности галереи “ГРАУНД Солянка” является развитие цифрового искусства, в частности, формирование архива сенсорной культуры (АСК).


Современное искусство активно поддерживается как федеральными институциями, так и частными. Судить о том, чей вклад обширнее, непросто. Справилось бы государство в одиночку? Возможно. Но те коллекции произведений новейшего времени, которыми мы имеем возможность наслаждаться – результат совместной работы этих двух сил.


Автор: Анастасия Передреева

Редактор: Владимир Большаков

Обложка: pbs.twimg.com

Наверх