НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ШКОЛЕ ДИЗАЙНЕРОВ ВШЭ В ПЕТЕРБУРГЕ

Дизайнеры — визионеры визуальной индустрии. Молодые специалисты еще в процессе обучения могут стать участниками крупных проектов. Такие возможности им предоставляют в Высшей школе экономики на подразделении Школы дизайна не только в Москве, но уже и в Петербурге. Разбираемся, как устроена система обучения и какие перспективы ждут Школу.

 

 

В 2018 году была открыта Школа гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ Петербурга, где и реализована бакалаврская программа «Дизайн». Академическим руководителем стал Митя Харшак — дизайнер, учредитель и главный редактор журнала «Проектор». В преподавательский состав вошли ведущие дизайнеры, художники, дизайнеры многостраничных изданий, специалисты в области брендинга и визуальных коммуникаций. Дизайн как практическая проектная дисциплина может эффективно преподаваться лишь педагогами-практиками, то есть действующими дизайнерами, профессия для которых — их ежедневная реальность. Сотрудники Школы основываются на московском опыте, поэтому придерживаются общей идеологии и единой программы. Приоритетом дизайнерского подразделения является проектная работа, отвечающая требованиям современной индустрии и нацеленная на будущее. Главное преимущество Вышки заключается в том, что она как научно исследовательский университет дает широкие возможности для развития образовательных программ и их успешной реализации. Например, вынужденный переход обучения в дистанционный формат сильно продвинул систему онлайн преподавания, что способствовало созданию межкампусных групп, студенты которых слушают общие лекции, находясь в разных городах.

 

В 2020 году по программе бакалавриата можно поступить на профиль «Дизайн среды» и на профиль «Коммуникационный дизайн», который делится на две специализации — «Брендинг» и «Многостраничное издание». «Дизайн среды» посвящен проектированию общественного и частного интерьера, ландшафта, средовых и интерьерных объектов, а также музейно-экспозиционному проектированию. На «Брендинге» занимаются полным комплексом задач по созданию современного и качественного бренда, уделяя внимание не только визуальному языку, но и текстовому наполнению. «Многостраничное издание» — это не просто верстка. Студенты учатся разрабатывать структурную и содержательную концепцию печатных изданий разных форматов: книг, журналов, календарей, буклетов.

 

Команда Школы в процессе своего роста организует сотрудничество не только между вузом и институциями, но и между студентами и институциями. У молодых дизайнеров есть возможность проявить себя на внеуниверситетских мероприятиях. В 2019 году прошло сразу две выставки с участием студентов петербургской Школы — выставка студенческого плаката в Бергольд центре и выставка графики в арт-центре Пушкинская 10 в галерее Navicula Artis. Последним ярким результатом совместной работы Школы дизайна и музейной институции стал паблик-арт проект «Тридцать Три Знака». Подробнее о проекте можно прочитать здесь.

 

В скором времени Школа проявит себя во множестве новых проектов. Уже в конце сентября состоится долгожданная Санкт-Петербургская Неделя Дизайна, и студенты смогут там поучаствовать. Факультет находится в начале сотрудничества с Музеем искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, который через студенческий конкурс обновит свою визуальную идентичность. Результат работ будет представлен на Санкт-Петербургском международном культурном форуме в середине ноября 2020 года. Это очень важный элемент роста не только для студентов, но и для самой Школы.

 

Фото: spb.hse.ru

 

Как проходит обучение

 

Студенты на занятиях по арт-практике под руководством художников получают такие навыки, как техника печатной графики, создание скетчбуков, эскизирование, техники коллажа. Проектные дисциплины преподаются очно, поскольку важно формирование такой обстановки и системы взаимоотношений между преподавателем и студентом, как это происходит в дизайн-студиях и рекламных агентствах, когда под руководством арт-директора дизайнеры работают над проектами. Когда выпускники попадут на стажировки или устроятся на работу, для них не будет большой разницы между мастерской в университете и тем, что происходит в реальном мире дизайна.

 

Кроме основных проектных дисциплин, студенты бакалавриата получают общеуниверситетские гуманитарные предметы — историю, английский, социологию и философию. Вышка предлагает майноры — уникальную систему для российского образования, когда студенты параллельно со своей основной специальностью могут взять дополнительный блок курсов, который предлагает университет. Сейчас второкурсникам на выбор доступно четырнадцать разнообразных майноров.

 

Школа разработала целую систему студенческого портфолио Москвы и Петербурга, куда загружены десятки тысяч проектов за всю историю подразделения. Каждый модуль студент сдает минимум по одному проекту на курсах по проектированию, арт-практике, специальным технологиям и вариативным дисциплинам. Одна из целей и основополагающих отличий Школы дизайна заключается в том, что на момент выпуска студенты уже обладают объемным портфолио. С третьего курса студенты по большей части работают только с внешними проектами и на момент выпуска они могут смело конкурировать с уже опытными дизайнерами.

 

На третьих и четвертых курсах студенты проходят производственную практику, на которой они стажируются у капитанов индустрии дизайна в рекламных агентствах, дизайн-студиях и проектных бюро. Обязательной является педагогическая практика, когда учащиеся старших курсов будут ассистировать преподавателям и проводить пары младшим курсам.

 

Прекрасная возможность пополнить свое образовательное портфолио — это участвовать в международной программе мобильности. Дизайнеры могут подать на конкурс в университеты Великобритании, Италии, Мексики и Швейцарии. Опыт заграничной практики очень помогает в будущей профессии, поэтому преподаватели всячески поддерживают стремление студентов получить международный опыт.

 

Идеальный рецепт для прохождения творческого конкурса

A. Прочитать условия на сайте, которые абсолютно прозрачны.

B. Заниматься на подготовительных курсах под руководством педагогов Школы дизайна и подготовить свой творческий проект по тем требованиям, которые предъявляет Школа.

C. Отношение к собственной работе. Перфекционизм не только в творческих решениях, но и в технических воплощениях — еще один плюс к подаче проекта.

 

Популярность программы растет с каждым годом. В этом году онлайн-приемная комиссия получила около 600 проектов на творческий конкурс, что превысило прошлогоднее количество более, чем в два раза. Дизайн принял 15 бюджетников и 143 платника, заключив наибольшее количество коммерческих договоров среди других программ. На трех курсах уже обучается более 450 студентов. Через пару лет планируется открытие магистерской программы. Руководство университета поддерживает расширение Школы и готово постепенно предоставлять новые аудитории.


Автор: Настя Васильева

Редактор: Владимир Большаков

Обложка: spb.hse.ru

Наверх