ОБЛОЖКА ЗА 3 МИЛЛИОНА: КАК ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМИКСЫ УХОДЯТ С ТОРГОВ НА АУКЦИОНАХ

В январе 2021 года обложка комикса про Тинтина была продана за 3,2 миллиона евро аукционным домом Artcurial в Париже это новый ценовой рекорд для комиксов. До этого пальма ценового первенства принадлежала первому выпуску комиксов про Супермена. Но почему комиксы за рубежом так дорого продаются? И существуют ли подобные аукционы комиксов в России? Разбираемся в нашей статье.

 

В январе 2021 года забытая обложка комикса про Тинтина поставила мировой рекорд на аукционе — ее продали за 3,2 миллиона евро. Художник Эрже переделал обложку, отправленную на полку в 1936 году по причине затратной печати (из-за большого количества цветов).  Ее передали на хранение сына редактора серии про Тинтина. До этого ценовой рекорд принадлежал первому комиксу про Супермена, который продали за 2,6 миллиона евро. За несколько дней до продажи обложки Тинтина за 2,2 миллиона долларов был куплен первый комикс про Бэтмена, где появляется Джокер.

Цена обложки Тинтина в рублях составляет около 300 миллионов рублей (по курсу на 3.02.2021). Это стоимость нескольких квартир в центре Москвы или десятка машин «Феррари» и «Бентли». На 2000-е и 2010-е пришелся небывалый интерес зарубежной публики к комиксам на фоне многочисленных экранизаций: от трилогии «Человека паука» Сэма Рэйми до многомиллиардной кинематографической вселенной Marvel, которая производит до трех фильмов в год. Появился eBay, где продавец взаимодействует напрямую с покупателем. Выпуск про Супермена купили как раз на eBay.

Подобные комиксы выставляют на аукцион не огромные издательства (DC и Marvel), но обычные люди, которым посчастливилось сохранить эти произведения в безупречном состоянии, несмотря на течение времени. Например, за 3000 долларов коллекционер Билли Гейтс купил комикс про Бэтмена, который его сын в итоге продал в сотню раз дороже. eBay упрощает поиск редких комиксов для коллекционеров, а владельцам раритета становится легче его продать. На eBay можно найти разнообразный каталог есть и редкий выпуск про супергероя Шазама за 400 000 рублей, и более бюджетный вариант комикс про Зеленого Фонаря за 17 000 рублей.

Тинтин не супергерой, а молодой журналист, попадающий в разные, не всегда приятные ситуации. В комиксе, обложка которого как раз продавалась, Тинтин едет в Китай, чтобы изучить нелегальный рынок опиума. Истории про него стали популярны и распространились в Европе. Еще большую известность они приобрели в послевоенное время. Антон Долин называет бельгийского репортера последним романтиком: «В XX веке на карте не осталось белых пятен, и Эрже был последним романтиком воображаемых перемещений по земному шару, Жюлем Верном комикса. Тинтин ступил на поверхность Луны за полтора десятилетия до Нила Армстронга. Он исследовал Тибет и нашел Снежного Человека. Он первым встретился с инопланетянами». Тинтин, несмотря на свои приключения по всему миру, подчеркнуто обычный юноша.  Рассказы о нем не имеют пафоса и драмы, что стало присуще Бэтмену или Супермену.

Ценовой феномен Le Lotus Bleu (именно так называется обложка Эрже) состоит в абсурдной редкости работы (идеальное состояние, отсутствие копий). В отличие от других рекордсменов (как, например, первый комикс про Супермена), невыпущенная обложка Тинтина единственная в своем роде. На этой работе Эрже есть подпись автора. Не говоря уже о безупречном состоянии обложки, где Тинтин изображен лицом к лицу с красным китайским драконом.

Тинтин имеет большую ценность для европейской культуры, так же, как Бэтмен и Супермен для США (обложку Тинтина вряд ли удалось бы так дорого продать в США). Большую роль для успешного аукциона играет состояние комикса и его историческая значимость. Поскольку самые первые рассказы про Бэтмена и Супермена воспринимались как бульварное чтиво, мало оригинальных копий этих произведений остались в хорошем состоянии.

Бэтмен и Супермен стали частью мифологии. В случаях, где за выпуски платят большие суммы, огромное значение имеет тот факт, что они были первыми. Тинтина же вряд ли можно назвать частью мифологии — он так и остался популярным комиксом для всех возрастов. Попытка режиссера Стивена Спилберга популяризовать персонажа в США с помощью полнометражного фильма «Приключения Тинтина: Тайна Единорога» не удалась, и картина не смогла по-настоящему окупиться (по сравнению с другими блокбастерами, основанными на комиксах).

Фото: ambilive.ru

В России аукционы такого масштаба не распространены, но это вовсе не значит, что в истории Российского и Советского государств не было комиксов. Журнал «Веселые картинки» выпускается с 1956 года, однако на него нет такого спроса, как на комиксы про супергероев. Индустрия комиксов стала восприниматься как нечто прибыльное лишь в 2000-е и 2010-е, когда стали открываться новые издательства. Несмотря на большие тиражи «Веселых картинок» или «Мурзилки», их цена для коллекционеров не слишком высока. В СССР попросту не было принято рассматривать такие произведения как искусство, которое необходимо сохранять. Вот что говорит о комиксе «Ураган приходит на помощь» в журнале «Костер» Юрий Лобачев: «Я приготовил два приключенческих рассказа так, чтобы в каждом номере печатать по страничке. Первый назывался  «Ураган приходит на помощь» — детский шпионский детектив, с которого и начался мой с «Костром» опыт по введению комикса в Советском Союзе, но [вскоре] меня вызвали в ленинградский обком и приказали прекратить безобразие». После этого подобных форм повествования в журнале для школьников «Костер» больше не появлялось.

Комиксы в России и СССР долго не воспринимались как искусство. В США обществу тоже потребовалось определенное время для того, чтобы Бэтмен или Супермен превратились в такие фигуры, какие они есть сейчас. В российской культуре комиксы до сих пор не занимают такого важного места, как в Европе или Америке. На различных русскоязычных сайтах, где проходят аукционы, старые издания «Веселых картинок» стоят копейки по сравнению с западными: на сайте meshok.net самый дорогой представитель «Веселых картинок» фестивальный плакат за 5000 рублей. До ценового рекорда Тинтина российским обложкам, кажется, еще далеко.


Автор: Сергей Грехов

Редактор: Екатерина Колесникова

Обложка: i.guim.co.uk

Наверх