Отечественные женские журналы до революции 17 года: женщина тогда и сейчас

Так ли современная женщина отличается от «удобной женщины» первого отечественного VOGUES — «Дамского журнала»? «Избегать противоречий мужу. Ни во что не вмешиваться, кроме домашних дел. Никогда ничего не требовать и казаться довольною малым. Жена может быть умнее мужа, но ей должно принимать вид, будто этого не знает. Тщательно избирать приятельниц, иметь их мало» — советует «Дамский журнал» модницам позапрошлого столетия.  О секретах глянца XIX века и формировании идеала женственности, управляющего нами до сих пор, читайте в материале нашего автора.


ДЛЯ ЧЕГО ЖУРНАЛЫ МОД?

Первый журнал мод был основан мужчиной для мужчин: французский «Галантный Меркурий» начал издаваться в 1672 году Жаном Доном де Визе. Им зачитывался сам Король-Солнце, приказавший выпускать номера каждый месяц, без задержек. Пока мода оставалась мужской привилегией, она считалась серьезным занятием, но как только в эту область пустили женщин, мужчины сделали все, чтобы превратить модные журналы в легкомысленное развлечение.

Успех «Галантного Меркурия» вдохновил англичанина Джона Делтона организовать в 1693 году первый женский аналог журнала мод под названием «Дамский Меркурий». Женская пресса изначально формировалась как побочный продукт мужской. В обращении издателя Делтон покровительственно обещал, что «ответит на самые очаровательные и занимательные вопросы, касающиеся любви, замужества, стиля поведения, одежды и женского юмора». Более серьезные вещи он предпочел с женщинами не обсуждать.

Изначальная цель женской периодики — формирование «удобной» женщины. Ее мысли заняты прежде всего мужем, детьми и нарядами, а часы досуга посвящены чтению сентиментальных историй. В отличии от нее мужчин поощряли к занятиям политикой и общественной деятельностью. Журнал «Трутень» Новикова, адресованный сильному полу, специализировался на полемике с императрицей Екатериной Великой, пародировал новостной орган «Санкт-Петербургские ведомости» и публиковал забавные притчи о ситуации в России. Например, о поросятах, поехавших за границу научиться уму-разуму и вернувшихся совершенными свиньями.

А вот «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета», первый в России женский журнал, издававшийся тем же Новиковым, предлагало дамам довольствоваться чтением сентиментальных повестей и любоваться картинками парижских мод. Надо ли говорить, что «Модное ежемесячное издание» вскоре прогорело?

ДАМСКИЙ ЖУРНАЛ

Князь Шаликов поступил хитрее. Он тоже соблазнился идеей создать журнал для женщин, но решил привлекать к сотрудничеству представительниц прекрасного пола — кому, как не им, понять, чего хочет таинственная женская душа? Шаликов начал сотрудничать сначала со своей сестрой Александрой, а потом и с дочерью Натальей, считающейся первой российской женщиной-журналисткой. Наталья переписывалась с Достоевским и печаталась в «Современнике». Цена за успех была высока: никто не пожелал взять в жены «синего чулка». Такая жена точно не сможет «никогда ничего не требовать и казаться довольною малым».

Наталья Шаликова прожила жизнь в крайней бедности и целиком посвятила себя работе. За свои труды она удостоилась умиленного отзыва Ивана Тургенева, который в письме Боткину восхищается «женским умом» и свысока оценивает забавные, но небезуспешные, попытки женщин состояться в традиционно мужской области (литературе и публицистике).

«Дамский журнал» Шаликова выиграл у возможных конкурентов в том числе и за счет качественных иллюстраций самых модных европейских нарядов. Это привлекло дам высшего света, которые начали выписывать журнал и заказывать по нему наряды у модисток. Можно сказать, что «Дамский журнал» — Vogue царской России. То есть, это больше, чем журнал — это стиль жизни.

«Молитвенник дамы большого света переплетается в алый бархат с гербом и застежкою золотыми», — наставлял «Дамский журнал», — альбом ее дочери – в лиловую объярь с уголками и готическими вензелями из стали». Или вот: «Женщина-игрок есть отвратительнейшее соединение двух противоположных вещей в нравственном мире. Пол и красота кажутся в этом случае призраками, опечаливающими сердце», Бедная модница, выбравшая для молитвенника голубой, а не алый бархат, или надевшая — не дай Бог! — не ту шляпку, подвергалась насмешкам. Так женские журналы возвели между бедными и богатыми еще одну границу: моду. Помните Эмму Бовари, потратившую целое состояние и погубившая в погоне за модными нарядами не только себя и свою репутацию, но и семью? Вряд ли эта история казалась необычной читательницам XIX века.

В мире, где мужчины прибрали к рукам политику, социальную борьбу и даже искусство, женщинам оставалось одно: мода.

МОДА — ЭТО ПРО ВЛАСТЬ

В «Дьявол носит Прада» была одна замечательная сцена. В конце первого акта Миранда презрительно осматривает Энди и заявляет ей: «Вы думаете, что выбрали этот мешковатый свитер, чтобы подчеркнуть свою независимость от моды. Но, на самом деле, его выбрали для вас в этой самой комнате. Из горы тряпок».

С самого начала своего существования мода — это не про тряпки. Мода — это про власть. Пусть и про абсурдную. В мире, где мужчины прибрали к рукам политику, социальную борьбу и даже искусство, женщинам оставалось одно: мода. Родилась бы Коко Шанель без традиции журналов мод? Вряд ли. Спрос рождает предложение, а не наоборот. Женщины сделали моду способом самовыражения и мощнейшим рычагом психологического воздействия. Не так уж мало для «второго пола».

С самого начала женская периодика диктовала не просто манеру одеваться, а стиль жизни и образ мыслей. Ответ на вопрос «какой журнал вы читаете?» может многое сказать о человеке. «Дамский журнал» — зеркало, отражающее призрак давно уже сгинувшей женщины XIX века. Она кажется нам странной, замкнутой на детях и муже, недостаточно доверяющей своему мнению и силам, жаждущей свободы и самореализации. Но, знакомясь с ней все ближе и ближе, мы вдруг узнаем в ней знакомые черты. Самих себя.


Автор: Анна Попова
Журнал Мост

Наверх