ОТ АПОГЕЯ К ЛИКВИДАЦИИ: КАК УСТРОЕН МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГУЛАГА И ЗАЧЕМ ОН НАМ НУЖЕН

Знакомство с историей массовых репрессий позволяет понять многое о нас самих. Осмыслить события 1918 – 1956 годов помогает постоянная экспозиция Музея истории ГУЛАГа. Как он устроен и что там происходит сегодня — рассказываем в нашем материале.

 

Музей истории ГУЛАГа центр изучения, осмысления и открытого обсуждения истории массовых репрессий в СССР. Это музей памяти, в залах которого хранятся архивы документов, писем, фотографий, предметов с мест расположения лагерей, а также одежда и произведения искусства, созданные художниками.

Основатель музея Антон Владимирович Антонов-Овсеенко (1883 – 1938), историк, общественный деятель, прошедший через исправительно-трудовые лагеря. В 2012 году директором Музея стал Роман Владимирович Романов. Первая экспозиция состоялась в 2004 году на Петровке, спустя три года после основания музея. В 2012 году Правительство Москвы выделило новое здание в 1-м Самотечном переулке, первая выставка в котором открылась спустя три года. «Для многих репрессированных музей стал вторым домом…поэтому они, конечно, очень рады тому, что про них не забывают, а их жизненный опыт востребован и сегодня», — рассказывает заместитель директора по развитию музея Анна Стадинчук.

Музею принадлежит пять этажей. На первом расположены касса, гардероб, книжная лавка и кафе. Постоянная экспозиция занимает второй и третий этажи. На четвертом находятся центр документации и библиотека, на пятом — пространство для временных выставок.

Посетителей встречает большая настенная надпись: «ГУЛАГ в судьбах людей и истории страны» (так называется экспозиция музея). В помещении представлены 16 разных дверей — металлических, деревянных. Одни — двери из тюремной камеры, следственного изолятора, другие из жилых домов. У каждой есть своя история. Например, седьмая дверь дома, где жила сестра Марины Цветаевой Анастасия, которую дважды арестовывали. Последний раз, в 1949 году, девушку сослали в Новосибирскую область. О той двери, примерзшей к стене, поэтесса написала в книге «Моя Сибирь».

Спустившись на второй этаж, посетители проходят через 14 темных залов. Каждому из них дано свое название, рядом фотографии известных людей, подвергшихся репрессиям: поэт и ученый Николай и Лев Гумилевы, экономист Николай Кондратьев, художница и возлюбленная адмирала Колчака Анна Тимирёва. В текстовых блоках дается подробная информация об этапах формирования карательной системы 1918 – 1956 годов. В залах есть интерактивные модули, в которых представлены личные вещи, рассказы и свидетельства очевидцев эпохи. Посетитель может посмотреть небольшой ролик о герое и услышать его рассказ, озвученный одним из артистов Театра наций (среди них — Чулпан Хаматова, Лия Ахеджакова, Максим Виторган и другие).

Во втором зале находится инсталляция с красными нитями — она посвящена причинам и следствиям массового террора. Это своеобразная карта идеологии репрессий, нормативной базы и юридического произвола. Там изображены портреты Дзержинского, Ленина, Троцкого, Бухарина, Кирова и Кагановича, а также приведены цитаты из их выступлений.

Музей напоминает о времени, когда каждый человек мог быть осужден и отправлен в страшные лагеря ГУЛАГа. Система исправительных учреждений появилась не сразу. С 1918 года, спустя год после прихода к власти большевиков, по всей стране власти создают концлагеря, которые размещают на территории бывших монастырей. Одним из самых крупных был Соловецкий лагерь особого назначения на месте Соловецкого монастыря. В третий зал, который называется «СЛОН», несколько лет назад поступил альбом с фотографиями осужденных из Соловецкого лагеря, сделанными его сотрудниками.

В восьмом зале представлены сведения о смертности заключенных в ГУЛАГе и иллюстрации. Цветные карандашные рисунки только на первый взгляд кажутся яркими. Изображенные герои изможденные и больные, они не в силах больше испытывать мучения. «Весеннее солнышко пригревало землю, и все пеллагрики, еще не успевшие умереть, выползли на…смотровой плац», такие страшные подписи дополняют картинки.

В музее есть интерактивная карта ГУЛАГа, которая представляет собой базу данных по истории и географии исправительно-трудовых лагерей с 1918 по 1960 год. Она позволяет понять весь масштаб сложной и жестокой системы, построенной советской властью. На стенах дается сводка знаковых дат из истории СССР.

Согласно документам музея, только за период Большого террора 1937 – 1938 годов репрессировали более 700 000 человек. Как символ этого количества, в комнате, посвященной этому периоду, на полу лежат 700 000 оружейных гильз. В зале царит гнетущая атмосфера: скрипящие доски, стена с собранными шифровками, видео со сменяющими друг друга под звуки тюремных затворок фото.

Фото: Музей истории ГУЛАГа

В отдельных комнатах представлены общие работы, освещены темы жизни и смерти заключенных в лагере и стратегии их выживания. Большой террор и принудительные депортации тоже описаны в музее, несмотря на то что они не относятся напрямую к истории ГУЛАГа. 

 

В зале 13 («Репрессированное детство»), размещены фотографии детей, которых отправили в детские дома после ареста их родителей. Здесь же представлены письма председателей детской комиссии, выписки и договоры о заключении и содержании в лагерях детей и беременных женщин. В зале находится гипсовая скульптура Сталина и девочки с цветами авторства Юлии Майоровой. Это копия работы «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство» («Сталин и Геля»), сделанной Лавровым по фотографии руководителя СССР с Гелей Маркизовой. Ее отец, нарком земледелия Ардан Маркизов в 1937 году был арестован по приказу властей и расстрелян. 

 

Последний из всех пронумерованных залов называется «Послевоенный ГУЛАГ — от апогея к ликвидации». На полу — знаковая дата 05.03.1953. Если посетитель переступит эту отметку, то услышит голос, сообщающий о смерти Сталина. 

 

Перед выходом с экспозиции расположен «Зал памяти» (In memoriam) с фотографиями мест захоронения арестованных. Далее, в финальном темном коридоре с высоким белым узким потолком звучит голос, зачитывающий имена тех, кто был осужден и впоследствии реабилитирован.

 

В музее много экранов с видеоархивами, записей рассказов людей, прошедших через испытательно-трудовые лагеря, документов, фотографий и предметов, найденных на территориях лагерей: проволок, орудий, деталей одежды и кухонной утвари. Мультимедийный формат экспозиции, свидетельства очевидцев дают возможность посетителям почувствовать сопричастность к событиям тех лет.

 

В Музее истории ГУЛАГа регулярно проводятся лекции, семинары, мастер-классы и спектакли, созданные при поддержке Фонда памяти. Для детей 10–13 лет разработано интерактивное занятие «Истории свидетелей». Оно построено на работе с книгой «Выжившие»: это воспоминания репрессированных, рассказанные языком графических новелл — комиксов, но на тему трудного прошлого. Старшеклассники могут посетить лабораторию «Прожито», где с помощью дневников и писем воссоздается образ времени.

Для педагогов в музее проводится семинар, разработан конструктор урока о массовых репрессиях в СССР. С помощью него учителя могут самостоятельно провести «Урок памяти» для учеников 8 – 11 классов 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий.

До 10 мая 2021 года в Музее проходит выставка «Язык [не]свободы», посвященная лагерному жаргону. Многие слова, которые мы употребляем сегодня, появились в недрах лагерей. «Филонить», «вкалывать», «лафа», «тусовка», «шарашка» — все это следы ГУЛАГа в нашей повседневной речи. В феврале 2021 года Музей истории ГУЛАГа получил премию Совета Европы за значительный вклад в понимание европейского культурного наследия, продвижение уважения к правам человека и демократии, сближение культур, преодоление социальных и политических разногласий.


Автор: Мария Лебедева

Редактор: Анастасия Кулагина

Обложка: Музей истории ГУЛАГа

Наверх