ОТ САДА МИРА ДО ОПАСНЫХ ПЛОЩАДОК: ЧТО СОЗДАВАЛ СКУЛЬПТОР ИСАМУ НОГУЧИ

Еще в ноябре 2020 года в Розовом саду Белого дома появился арт-объект скульптора Исаму Ногучи “Каркас пола” (или “Узел пустоты”, как называл эту работу сам скульптор). Понятие пустоты, которое в философии дзен-буддизма означает абсолютную наполненность, стало особенно важным для работ Ногучи. Как начинал свой путь известный американский скульптор японского происхождения и куда он его привел — читайте в нашем новом материале.

 

Исаму Ногучи родился в 1904 году в интернациональной семье: отец — японец, мать — американка. До четырнадцати лет Исаму жил в Японии, где и начал изучать искусство. Юный Исаму стал помощником столяра и обучался местным традициям работы по дереву. Позже он переехал вместе с матерью в США, чтобы окончить школу и поступить в университет. Во время обучения на медицинском факультете в Колумбийском университете он параллельно посещал уроки скульптуры Онорио Руотоло. Вскоре Ногучи бросил учебу в институте.

В 1926 году состоялась выставка Константина Бранкузи в Нью-Йорке, которая изменила художественное направление Ногучи. Бранкузи — один из основателей авангардизма в скульптуре. Формы и философия его работ впечатлили молодого Исаму Ногучи, поэтому он обратился к модернизму и абстракции. Произведения начинающего скульптора уже тогда приобрели свою лирическую и эмоциональную выразительность.

Скульптор любил создавать объекты, которые имитировали естественные формы. Художник использовал природные материалы: нержавеющую сталь, чугун, мрамор, пробковое дерево, бронзу, алюминий, бумагу и воду.

В 1920-х и 1930-х годах Ногучи еще не был широко известен — ему приходилось зарабатывать на заказах портретной скульптуры. В то время он много путешествовал по Азии, Мексике и Европе, изучал культуру разных стран. Это помогло ему сформировать уникальное художественное видение.

Искусство Исамо Ногучи было не только эстетичным, но и социально-ориентированным. Исаму защищал и поддерживал разнообразие культур в Америке. Скульптора волновало маргинальное положение иммигрантов, в том числе японцев. После Второй Мировой войны вместе с подписанием “Договора безопасности” в 1951 году США начали оккупацию Японии и интернирование японцев в Америке. Когда американцев японского происхождения поместили в лагеря, Ногучи добровольно отправился как раз в один из таких лагерей, чтобы улучшить условия жизни заключенных.

 

Фото: ttnotes.com

Три музея

Сегодня есть три музея имени Исаму Ногучи. Один из них — в Нью-Йорке — открыл сам скульптор в 1985 году.  Два других находятся в Японии — это музей-сад в Такамацу и бывшая мастерская Исамо в Камакуре. Часть произведений находится в Метрополитен-музее, например, “Радионяня”. Ногучи создал дизайн прибора: радионяня напоминает голову человека.

В ноябре 2020 года улица, на которой находится музей Ногучи в Нью-Йорке, официально получила название в честь японо-американского скульптора и дизайнера. С 2014 года существует премия имени Ногучи. Ее вручают за стремление к культурному обмену между Востоком и Западом. Ежегодно премию получают сразу два художника, которые разделяют ценности инноваций и культурного обмена Ногучи. В 2020 году церемония проходила онлайн. Ее победителями стали Дэвид Фрэнк Аджайе и Цай Гоцян.

Работы Ногучи

В 1938 году Ногучи получил свой первый крупный приз в США за создание барельефа из нержавеющей стали для фасада здания Associated Press в Рокфеллер-центре в Нью-Йорке. Этот арт-объект Ногучи назвал “Новости”. Сюжет барельефа высотой почти семь метров и весом девять тонн повествует о выдающейся и благородной профессии — журналистике. Скульптор работал над проектом больше года: много времени ушло на сварку, шлифовку и полировку пластины.

 

Фото: famous-design.ru

Ногучи создал целую линию дизайна мебели. Его журнальный столик со стеклянной столешницей является одним из основных элементов дизайна середины XX века. В 1939 году художник создал свой первый стол по заказу Конгера Гудиера, президента Музея современного искусства в Нью-Йорке. В 1948 году журнальный столик Ногучи попал в каталог Германа Миллера. В следующем году в каталоге Миллера появились столы и стулья Noguchi’s Rudder Dinette, а также пуфики и диваны произвольной формы. Сейчас дизайнерский столик можно купить за 2 295 долларов.

Ту самую скульптуру “Каркас пола”, которая теперь находится в Розовом саду Белого дома, Ногучи создал в 1962 году. Скульптура имеет угловатую абстрактную геометрическую форму. Арт-объект выглядит так, будто одна его часть находится под землей — ниже уровня пола. В марте 2020 года работу приобрела Историческая ассоциация Белого дома  на аукционе Sotheby’s за 125 000 долларов. Позже она подарила скульптуру Белому дому, и с 20 ноября “Каркас пола” находится в Розовом саду. Скульптура стала первым произведением искусства американского художника азиатского происхождения, которое появилось в коллекции Белого дома.

В 1930-х годах Ногучи спроектировал ландшафтный холм — детскую площадку со впадинами, холмами и пирамидами. Для лета там была горка с водой, для зимы — горки подлиннее, кататься на санках. Наклонные поверхности также могли служить крышей. Ногучи не сумел согласовать создание площадки в Нью-Йорке. В 1934 году художник показал модель комиссару парков Роберту Мозесу — но тот посчитал, что проект слишком дорого обойдется городу. «Мистер Мозес обиделся на меня, подумал, что я пытаюсь убить людей, сказал, что игровая площадка должна быть проверена специальным оборудованием и что Нью-Йорк не может позволить себе испытать мою гору», — говорил скульптор. Ногучи смог реализовать проект только в 60-х годах в городе Иокогама (Япония).

 

Фото: pinimg.com

С 1950-х годов Исаму Ногучи стал востребованным ландшафтным дизайнером и дизайнером городской среды. В 1957 году Комитет ЮНЕСКО по архитектуре и произведениям искусства организовал конкурс среди художников, чтобы оживить свою штаб-квартиру в Париже. Исаму Ногучи поручили спроектировать японский сад.

“Сад мира” занимает 1700 квадратных метров. Там есть озеро, река, мост и различные виды деревьев. Садовники-помощники Ногучи специально для проекта привезли из Японии сливы, магнолии и вишни. Завершает композицию ландшафта «Фонтан мира», на котором художник вырезал слово «Мир» японскими иероглифами так, чтобы оно отражалось в воде.


Автор: Аня Иванова

Редактор: Мария Адзхед

Обложка: henry-moore.org

Наверх