ПРИОРИТЕТ МЕНЬШИНСТВА: ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОТАНИНА В РОССИИ

Благотворительность существует не только для людей, попавших в трудную ситуацию – культура, искусство и образование также нуждаются в поддержке и бережном отношении, финансировании, сохранении уже имеющегося наследия и постоянном развитии. Разбираемся, как Благотворительный фонд Владимира Потанина помогает искусству и культуре в России сегодня.


Состояние культуры благотворительности в России, кажется, сегодня сопоставимо с третьим месяцем беременности: сформированы основные системы жизнедеятельности, но до самостоятельного организма еще далеко. Ребенок сейчас «размером с грушу».

Частные и государственные компании стимулируют развитие благотворительных фондов, СМИ создают собственные ресурсы для сбора пожертвований на социальные и культурные нужны (например, фонд «Нужна помощь» онлайн-издания «Такие дела»). Но пока благотворительность остается приоритетом для меньшинства: не хватает социальных контактов, моральных стимулов и поддержки населения.

В конце 1990-х в результате экономического и духовного кризиса российские общество и культура нуждались в особой поддержке. Без инициативных людей не обошлось: Владимир Потанин, будучи президентом холдинговой компании «Интеррос», учредил в 1999 году Благотворительный фонд Владимира Потанина. Уже 21 год миссией фонда остается развитие и популяризация культуры, образования и филантропии. Владимир Потанин, кажется, считает благотворительность важной частью своей жизни.

Создавая Благотворительный фонд, который стал одной из первых организаций такого типа в постсоветской России, Потанин постарался вывести благотворительность на новый уровень, преобразовать внешнюю среду, сделать ее благоприятной для развития культуры, искусства и образования.

Программа фонда Музей без границ создана с целью поддержки организаций и специалистов музейной сферы, которые стремятся поменять представление о роли музея в современном мире. С помощью фонда работники музея меняют культурную среду, вводят новые рабочие методы и техники, превращают старые музейные площадки в инновационные. Особым преимуществом проекта является активное развитие музейной сферы в регионах. 

Само название программы говорит о желании создателей и участников выйти за рамки традиционной работы музея, создать открытое культурное пространство внутри страны и повысить интерес к российскому наследию за рубежом. Программа конкурсная: участники представляют проекты, победитель получает грант на реализацию своей идеи. Юлия Глазырина, заведующая отделом природы Пермского краеведческого музея, несколько раз становилась обладателем грантов Благотворительного фонда. Благодаря Фонду Потанина Юлия несколько раз ездила на стажировку во Францию перенимать опыт зарубежных коллег. В 2018 году Фонд поддержал заявку Юлии на индивидуальную стажировку, в результате которой работница музея получила опыт грамотной организации пространства музея, сочетания природных ресурсов и социокультурных возможностей территории на примере геопарков ЮНЕСКО («Верхний Прованс», «Люберон»). Подобный опыт стал ключевым для работы Юлии над проектом музея «Пермский период», создание которого планируется завершить к 2023 году. Другие проекты Юлии, посвященные пермскому периоду («Открой пермский период!» (2013) и «Добро пожаловать в Антропоцен! (2017)), признаны одними из лучших в своем цикле.

Другая участница программы Людмила Захарова получила грант на реализацию проекта Советский гараж – территория творчества. Современная экспозиция уже появилась на платформе Музея истории Заволжья 16 августа 2020 года. Как сообщает портал самого фонда, команда проекта получила грант в размере 1 800 540 рублей.

Фото: ural-meridian.ru


Подобные истории – иллюстрация того, как Фонд Потанина влияет не только на саму музейную среду, но и на работников данной сферы. Деятельность организации способствует и модернизации изнутри: повышает престиж профессии музейного работника, улучшает качество подготовки кадров, содействует их профессиональному развитию. 

Сами создатели программы уверены, что «усиление роли музеев на местах поможет их включению в международное культурное пространство». 

Еще одной программой фонда на пути к распространению наследия за границей стал Культурный прорыв. Цель программы – разрушить стереотипы о русской культуре, популяризировать ее за рубежом и подчеркнуть вклад российских художников в мировую культуру. 

Программа существует давно: еще в 2005 году в Музее Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк) Фонд Соломона Гуггенхайма в сотрудничестве с Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ, Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской Галереей, Государственным Эрмитажем и ГМВЦ “РОСИЗО" организовали выставку «RUSSIA!». Она стала одной из крупнейших выставок за всю историю российского искусства в Соединенных Штатах. Сложно оценить значимость и качество экспозиции спустя 15 лет, но Виктор Агамов-Тупицын, критик и теоретик культуры и искусства, написал: «Во время просмотра экспозиции меня не покидало ощущение, что она организована по rollercoaster-принципу, рассчитанному на быстроту движения взгляда, цепляющегося не за мелькающие перед тобой предметы, а за саму возможность удержаться на спирали обзора, как это происходит с rollercoaster riders в парке аттракционов»

В мае 2014 года Благотворительный фонд совместно с Кеннеди-центром открыли общий проект Русская гостиная. Гостиная стала платформой для мероприятий, на которых американская публика могла изучить современную культуру России.

Подобные мероприятия программы нацелены не только на культурное просвещение, но и на коммерцию, извлечение прибыли. Развитие туризма внутри России, привлечение иностранного капитала и реклама российских музеев являются не менее важными приоритетами. 

В 2019 году музей Гуггенхайма учредил международную стипендию в сфере сохранения современного искусства на средства целевого пожертвования Владимира Потанина. Стипендиат будет работать со специалистами реставрационного отдела Музея Гуггенхайма, участвовать в создании выставок, получать доступ к передовым методам реставрации и сохранения произведений искусства. Владимир Потанин отметил: «Выполняя важные музейные задачи по сохранению культурного наследия, музеи успешно работают с социальными вызовами как на местном, так и на мировом уровне, и делятся этими практиками друг с другом, преодолевая любые географические и политические границы».

Стипендия для работников сферы культуры и искусства такого уровня – перспективный проект. Получить возможность практики в одном из старейших и самых посещаемых собраний современного искусства в мире – действительно большой успех. Стипендиат сможет применять полученные знания на практике в других музеях и даже в других странах, транслируя опыт известного Нью-йоркского музея по всему миру.

Еще один долгосрочный проект Благотворительного фонда – программа поддержки проектов развития Государственного Эрмитажа. Проект конкурсный: фонд предоставляет гранты по двум программам. Первая – «За вклад в развитие Эрмитажа». Вторая – гранты на научные поездки и стажировки. Цели этих программ – развитие кадрового потенциала музея, поддержка и профессиональное развитие перспективных сотрудников и содействие их научной деятельности.

Гранты получают сотрудники разных отделов. Реставратор Марина Денисова в 2019 году получила грант за работу по реставрированию шелкового камзола Петра I. Работа тонкая, кропотливая: реставратору пришлось буквально по кусочкам реанимировать хрупкую ткань, которая могла рассыпаться. Подобная финансовая поддержка со стороны Фонда Потанина – стимуляция, дополнительная мотивация для сотрудников музейного комплекса.

Благотворительный фонд Владимира Потанина сегодня разворачивает активную деятельность по сохранению культурного наследия, поддержке кадров и содействию их научной деятельности. Фонд финансирует деятельность музейщиков, их зарубежные стажировки, способствует приобретению новых знаний и навыков. Фонд Потанина на практике помогает российской культуре существовать и развиваться.


Автор: Мария Кайсарова

Редактор: Владимир Большаков

Обложка: sr.isu.ru

Наверх