РАЗ И НАВСЕГДА: О КУРАТОРЕ НЭНСИ СПЕКТОР И ЕЕ УХОДЕ ИЗ МУЗЕЯ ГУГГЕНХАЙМА

Нэнси Спектор — одна из самых известных кураторов в США. На посту куратора музея Соломона Гуггенхайма она пробыла 30 лет, но внезапно ушла со своей должности в октябре 2020 года. Почему она покинула музей, при чем тут обвинения в расизме и какие еще громкие увольнения произошли в 2020 году — разбираемся в новом материале.


Нэнси Спектор. Главное

Нэнси Спектор — куратор американских музеев, наиболее известная благодаря своей работе в музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, а также в Бруклинском музее.

Специальность, на которую училась Нэнси философия. В 1981 году она получила степень бакалавра философии, окончив колледж Сары Лоуренс, в 1984 году стала магистром философии, отучившись в Уильямс-колледже, а 1997 году дополнительно получила степень магистра философии в области истории искусств, успешно завершив обучение в Центре аспирантуры Городского университета Нью-Йорка.

Кураторская деятельность Нэнси Спектор в музее Гуггенхайма началась в 1989 году. Она организовывала выставки концептуальной фотографии и ретроспективы, среди которых были экспозиции Феликса Гонсалеса-Торреса, Ричарда Принца, Луизы Буржуа, Тино Сехаля, «Cremaster Cycle» Мэтью Барни. В 2014 году она вошла в ТОП-25 женщин в области искусства по версии ArtNet.

Карьера Нэнси Спектор на протяжении нескольких десятилетий была тесным образом связана с работой в музее Гуггенхайма, что принесло  ей  большую известность как куратору.

Фото: divisare-res.cloudinary.com

Об уходе из музея Гуггенхайма

В октябре 2020 года Нэнси Спектор покинула свой пост в музее Гуггенхайма, который она занимала в течение 30 лет. В обращении музея говорилось, что Нэнси Спектор уезжает, чтобы заняться другими профессиональными проектами и закончить свою докторскую диссертацию. Спектор — художественный руководитель и главный куратор музея — взяла этим летом трехмесячный творческий отпуск, хотя в то время никаких причин для этого решения не было.

На самом деле, уходу куратора предшествовал скандал с обвинениями в расизме. Это событие началось с обращения куратора Шедрии Лабувье. Лабувье была приглашена в музей Гуггенхайма для организации выставки, посвященной работам Баския. Темой живописи Баския было убийство полицейским художника Майкла Стюарта. В пресс-релизах музей заявлял, что кураторство выставки было совместной работой Лабувье, Нэнси Спектор и Джоан Янг (директора музея по кураторским вопросам). Сейчас на сайте Гуггенхайма Шедрия указана как единственный куратор выставки.

Лабувье публично говорила о том, что Нэнси Спектор и другие руководители музея стремились «стереть ее труд» на выставке. Шедрия утверждала в интервью изданию Essense в июне 2020 года: «Они не были готовы к тому, что чернокожая женщина будет вести такое шоу».

Лабувье опубликовала многие из своих претензий в Twitter, и некоторые из них также были показаны на странице, посвященной наследию Баския в музее. Элизабет Дугал  — главный операционный директор музея — ответила на обвинения Лабувье, сказав: «Мы действительно уважаем Вашу работу и все, что Вы сделали». Примерно через неделю после этого события музей нанял историка искусства Эшли Джеймс, что сделало ее первым чернокожим куратором в истории Музея Гуггенхайма.

Руководство музея Гуггенхайма также заявило, что расследование юридической фирмы Kramer Levin не нашло подтверждения тому, что Лабувье подверглась дискриминации. В заявлении музея говорится: «Проведя всестороннее расследование, в том числе, изучив более 15 000 документов и проведя широкий спектр интервью с нынешними и бывшими сотрудниками Гуггенхайма во многих департаментах и  других учреждениях, имеющих отношение к этой ситуации, следователи пришли к выводу, что нет никаких доказательств того, что госпожа Лабувье была подвергнута дискриминации».

В своем Twitter Лабувье написала, что ее не допрашивали для расследования. Представитель Гуггенхайма сообщил газете “New York Times" о том, что Лабувье никак не отвечала на просьбы дать интервью.

Шедрия оказалась не единственной личностью, утверждавшей, что музей создал расистскую рабочую культуру. В открытом письме, подписанном кураторским отделом музея и обнародованном в июне 2020 года, утверждалось, что музей  “допускает расизм”. В своем заявлении по итогам расследования руководство музея Гуггенхайма заявило, что продолжает бороться за равные права сотрудников, независимо от их цвета кожи.

Дальнейшие цели Спектор не особо ясны. В одном из пресс-релизов Нэнси говорит: «…я занимаюсь новыми задачами, включая завершение моей докторской диссертации. Я польщена той похвалой, которую я получила от коллег по всему миру. Я уверена, что музей сильнее, чем когда-либо прежде, и невероятно хорошо подготовлен, чтобы успешно выйти из проблем в 2020 году».

В начале декабря 2020 года финансовый отдел музея прогнозировал дефицит 15 миллионов долларов из-за закрытия по причине пандемии. Сейчас музей снова открыт. В сентябре 2020 года компания уволила 24 сотрудника, сократив штат на 11 процентов.

Нэнси Спектор в 2020 году оказалась не единственным известным куратором, покинувшим свой пост. В американском музее SFMOMA осенью 2020 года также сменился куратор. Гэри Гаррелс ушёл после 20 лет работы из-за обвинений в расизме. Петицию против него подписали 180  человек.

«Не волнуйтесь, мы определенно продолжим собирать работы белых художников», — сказал экс-куратор на открытии выставки чернокожих художников.

Издание “Daily Mail” сообщило, что после подписания петиции обвинения в расизме в адрес Гаррелса стали известны широкой общественности.

Директор музея Бориса Ельцина Дина Сорокина с 1 января 2021 года также уходит со своей должности. Об этом сообщили в пресс-службе “Ельцин-центра".

По словам пресс-центра, руководство Центра уважает решение Дины, одновременно сожалея о таком исходе событий: за годы работы она, по мнению руководства, показала себя высокопрофессиональным руководителем с большим потенциалом.

Дина была директором с 2016 года. Поводом для ухода послужили новые творческие планы, реализация которых несовместима с должностью директора центра.

Нина Попова — женщина, создавшая и руководившая музеем Анны Ахматовой в течение 30 лет — уволилась и стала президентом благотворительного фонда. интервью она рассказала о том, что, покинув пост, избавилась от постоянного напряжения: телефонных звонков и проблем. После ухода Нина Попова заново открыла для себя произведения Ахматовой и Булгакова.  Совместно с Татьяной Поздняковой она написала книгу “Пятое измерение. Две жизни, две судьбы. Анна Ахматова и Михаил Булгаков”.


Автор: Дарья Белова

Редактор: Кристина Ренжина

Обложка: worldarchitecture.org

Наверх