ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ “АКТ.ОПУС”: КАК ДЕЛАТЬ СПЕКТАКЛИ В ЛАБОРАТОРИИ, ЧЕМ ХОРОШИ ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ПРИ ЧЁМ ЗДЕСЬ ОСЬМИНОГ

В готическом здании по адресу ул. Кирпичная, 7 в Калининграде располагается театральная лаборатория “Акт.Опус”. Если кирпичные стены тут — явно остатки кёнигсбергского прошлого, то спектакли — исключительно про современность. Только авторский текст, постоянные поиски и магические фотографии — разбираемся, что ставят в калининградском “Акт.Опусе”.

 

Режиссёр и руководитель театральной студии Катерина Саган с детства собиралась стать врачом и училась по специальности “Клиническая психология”, когда в её жизнь пришёл театр. Работая в культурном центре “Золотой осьминог”, она сначала основала поэтический проект “Пилигримы”, а потом и написала первую собственную пьесу “Три женщины”. 3 апреля 2016 года — в день премьеры пьесы — родилась тогда ещё театральная студия “Акт.Опус”, в названии которой кроется настоящая лингвистическо-театральная игра. Это одновременно и отсылка к английскому octopus (осьминог), и сочетание театральной лексики: акт — действие в театре, а опус — музыкальное произведение.

Сейчас “Акт.Опус” — это театральная лаборатория, и как в любой лаборатории здесь проводятся настоящие эксперименты, только не с пробирками и реагентами, а с жанрами и режиссурой. Каждый спектакль — это результат опыта по соединению новых драматургов, костюмеров и сценографов. И пусть “Акт.Опус” не сразу добился абсолютного успеха в своём стремлении работать с молодыми драматургами, которые перестали бы писать в стол, и долгое время все спектакли ставила только сама Катерина Саган, уже сейчас видны первые плоды новых взаимодействий. В этом сезоне в театре идёт пьеса драматурга из Барнаула Олега Канина “Хорошо бы после этого проснуться”, ещё два авторских спектакля — в работе. Сторонние люди с нестандартными идеями, которые постоянно привлекаются для постановки спектаклей, позволяют театральной лаборатории не копировать других и не быть вторичными, а значит, соблюдается то правило театра, которое для себя выдвигает Катерина Саган: “Театр должен быть отражением нашей повседневной жизни”.

 

От классики здесь отказываются сознательно, и комментируют это простой фразой: “Возможность получить новый опыт едва ли появится, а испортить можно легко”. В репертуаре любого государственного профессионального театра есть постановки по классическим произведениям, и стоило ли тогда создавать лабораторию, если в ее недрах не будет рождаться эксперимент и создаваться простор для творчества. Не быть “одними из” и открывать что-то новое для зрителя — вот какую задачу ставит перед собой “Акт.Опус”. А как реагирует на это зритель?

Как и всегда в случае с чем-то непривычным, по-разному. Приходят многие, и даже разного возраста, а потом пишут совершенно потрясающие отклики в соцсетях. Бывает так, что уходят. Например, со спектакля ушел зритель с фразой “Я не хочу слушать про еврейских детей, я хочу слушать про наших”. Он ушёл со спектакля, который выходил под лозунгом “у детства нет национальности” (“Моё сердце — Берлин”). Недавно несколько человек ушли с постановки, которую сам театральный коллектив не считает сильно экспериментальной, хотя спектакль и поставлен по “арт-хаусу”.

Всё это вопрос готовности к экспериментальному театру вообще, вопрос того, насколько зрители в состоянии принять тот не-классический, но очень открытый к современным проблемам взгляд на мир и просто физически смотреть такой спектакль. После посещения зрители пишут, что постановка была “по-настоящему сложной и гениальной одновременно”, что спектакль “стал не просто отличным поводом, чтобы выйти из дома, и даже не площадкой для размышлений”, а “каким-то маленьким символом” и что “сложно не последовать, когда с вами не просто визуально разговаривают, а уводят за собой взглядом”.

За плечами уже остались постановка о прошлом “Моё сердце — Берлин”, в которой две сестры-еврейки разделены берлинской стеной, границей не только физической, но и культурной, и футуристическая трагедия “Медея”, где древнегреческих героев закинули в XXII век; спектакль “Трактат О”, косвенно раскрывающий десять заповедей на сцене в 360 градусов вокруг зрителя, и моралите “Мактуб”, в которой зритель оказывается в голове героя наедине с его грехами. Ещё был перфоманс “НЕ МОЛЧИ”, показывающий необходимость говорить о том многом, что волнует каждого из нас, о том, чему нельзя позволить скрыться за несправедливостью, ложью и цинизмом мира. Или “Цена и ценность”, прямо иллюстрирующий известную цитату: “Есть преступление хуже, чем сжигать книги. Например, их не читать”.

 

Впереди зрителей ждёт спектакль “БигБлин” по Алексею Слаповскому, в котором создатели обещают устроить пожар в холодных и грязных закоулках одной из городских ячеек, где время не имеет значения, и “Гармония” Мика Мюллюахо (как раз те самые новые драматурги, которые теперь создают эксперимент с театральной лабораторией). С января планируется работа над “Freud” про все то, что мы называем “оговорочка по Фрейду”. Прямо по Фрейду ожидается и формат спектакля: у зрителя будет список вопросов, которые он сам должен задать актерам, и прямо здесь и сейчас из недр бессознательного начнёт вырисовываться театральное действие, неповторимое и неповторяющееся. А ещё в спектакле “Неприкасаемая” поговорят про женщину в современном мире на основе обычаев индийской касты.

Ещё один проект театральной лаборатории — курс актерского мастерства СТУДИЯ1. В СТУДИЮ принимают подростков от 14 до 18 лет, которые готовятся к поступлению в театральные вузы или хотят попасть в труппу “Акт.Опуса” (можно и без актерского образования, главное — талант, упорство и желание работать над собой). В программе — шесть месяцев актерского мастерства, сценической пластики, хореографии и вокала, словом, всего того, что поможет овладеть телом и голосом, выйти на сцену уверенно, и, конечно, прочувствовать на себе, что такое экспериментальный театр, ведь в конце обучения ставится спектакль — нестандартный, философский, задающий вопросы и требующий ответов.

 

Калининград, «Акт.Опус», Кирпичная,7. И мы ведь уже готовы к экспериментам?


Автор: Юлия Никитина

Редактор: Владимир Большаков

Изображения: “Акт.Опус"

Наверх