РЭПЕРЫ ЧИТАЮТ МАНДЕЛЬШТАМА: КАК ПРОШЛА ЛЕКЦИЯ О ТРИБЬЮТ-АЛЬБОМЕ «СОХРАНИ МОЮ РЕЧЬ НАВСЕГДА» ВО ВЛАДИВОСТОКЕ

27 марта в Арсеньевском музее Владивостока состоялась лекция Ромы Либерова о трибьют-альбоме «Сохрани мою речь навсегда» и предпоследняя экскурсия по выставке «Осип Мандельштам. Мальчишка-океан». О том, как Мандельштам связан с Владивостоком, почему его стихи актуальны сегодня и как создавался трибьют-альбом — читайте в новом материале.

 

Старт экскурсии назначен на 16:00. Уже 16:05 в холле музея собралось много посетителей. Часть из них пришла на экскурсию и лекцию, часть на что-то одно, а кто-то зашел сюда просто случайно. В толпе — куратор Александр Бондарев. Все ждут лектора. 

Приходит Рома Либеров, и посетители с куратором перемещаются на этаж с экспозицией. «Мальчишка-Океан» занимает три зала: в первом посетителей встречает собранный из деревянных брусков скелет кита. Во втором — стены со строчками из стихотворения «Троянский конь» и кровать с неоновыми словами-образами, зависшими в воздухе. В обоих залах много фотографий и автографов Мандельштама. По периметру комнат развешены таблички с историей жизни поэта.

Третий зал — лабиринт, на стенах которого написаны стихи поэтов, каким-то образом связанных с жизнью Мандельштама. В этом зале два выхода: настоящий, символизирующий завершение жизни, и ложный. В последние дни работы выставки посетители даже могли в конце экскурсии написать на стенах свои любимые стихотворные цитаты.

Александр Бондарев пояснил, зачем городу выставка и как создавались инсталляции: «В первом зале — своя история. Мы хотели совместить поле природы и поле культуры, столкнуть их. Сделать и собор, и чудовищные ребра. Поставить прообраз — настоящий скелет кита, но мы не нашли его в городе у моря. Тогда Корнеев предложил кита, собранного из старых распиленных музейных витрин. После выставки этот скелет переезжает в ДВФУ (Дальневосточный федеральный университет) Но самый сложный — второй зал. В какой-то момент в диалоге с дизайнером, чтобы быть более понятным, я порезал все свои записи, начал наклеивать их на ватман, рисовать стрелочки и подписывать, и Василий Корнеев, автор архитектуры этой выставки, сказал, что вот так мы и сделаем. Такое ощущение, что городу была нужна поэзия. Для меня это попытка поэкспериментировать с экспонированием художественного слова».

Лекция проводится на первом этаже в холле. Там расставили стулья, посетители рассаживаются. Одни обсуждают жизнь поэта, другие — читают трек-лист трибьют-альбома.

Выступление Ромы Либерова началось со слов «Я понятия не имею, зачем я Вам здесь нужен» и признания в собственном эгоизме: альбом «Сохрани мою речь навсегда» продюсер изначально задумывал для себя, ему просто хотелось услышать стихи Мандельштама в исполнении каждого из его участников. Общий язык со слушателями Либеров нашел быстро. Он объяснил важность момента так: «Разве это не чудо, что через сто лет, в центре Владивостока, вон стоит какой-то красивый автомобиль на переходе, а мы говорим о стихах Мандельштама? В смысле? А он говорил об Овидии так, как будто Овидий переходит Невский сейчас».

Фото: kinopoisk.ru

После рассуждений о творческом признании Рома Либеров рассказал, как создавались некоторые песни трибьют-альбома, в том числе «Только детские книги читать», «Эта ночь непоправима» и «Стихи о неизвестном солдате».

В песне «Только детские книги читать» Женя Мильковский использовал свою первую мелодию, которую он написал в 17 лет — но отложил ее из-за «детскости» и «несерьезности». Создание песни совпало с новым этапом в жизни исполнителя: Женя переехал в Москву, открыл кофейню. И это стихотворение Мандельштама — тоже о взрослении.

Shortparis долго не могли найти нужное, пытались отыскать то, что «зацепит». Остановились на «Эта ночь непоправима» — стихотворении, которое Мандельштам посвятил погребению матери. Рома посоветовал Николаю Комягину послушать кадиш, чтобы лучше понять настроение и смысл. Группа попробовала. И потом они позвонили Либерову: «Получилось!».

Мандельштам часто проговаривал про себя строчки и слова. В треке «Стихи о неизвестном солдате» Оксимирон и Рома Либеров попытались передать эту манеру, сделать так, чтобы слова звучали как ровное, методичное заклинание. Авторы понимали, что рэп в привычном понимании сюда не подойдет. В попытке добиться нужного эффекта они сделали 42 записи. Создатели вместе решали, какое слово должно прозвучать — «протоптать» или «притоптать». Мирон убедил Рому, что солдаты-призраки не могут протоптать тропу. Такая вольность была вполне обоснована: в черновиках Мандельштама есть и то, и другое слово.

Отдельно Либеров рассказал про музыку к этому треку. Композитор Дэни, который работает с Мироном Федоровым, зашифровал в звуковой дорожке оммаж Шенбергу и новой венской школе. Музыка создавалась около шести месяцев.

Рома Либеров уделил внимание и клипам. Видео на «Я скажу тебе с последней прямотой» от Билли Новика уже снято, но не смонтировано: продюсер пообещал, что «это будет декаданс в петербургском джаз-баре «Шляпа». В клипе на песню «Век-волкодав» Noize MC будет много танцевать. Он уже начал заниматься с хореографом.

«Мандельштам — глубоко витальный человек, и он должен был бы наслаждаться (жизнью) во всей полноте, которой ему не выпало… Ему пришлось взаимодействовать с полнотой и ужаса, и беды, и трагедии, и недостачи, и всего такого. Но он был полон этим. «Я жизнью полон в высшей мере», он был этим полон. Неправильно выдавать Осипа Эмильевича за страдальца, это означает пойти наперекор его существу и существу его поэзии, оно от избытка, от края, от столкновения, оно никогда не спокойно, никогда. И вместе с тем оно как будто вырезано в камне, как будто наоборот, оно и есть состояние единственного покоя», — рассуждает Рома Либеров.

С Владивостоком поэта связывают трудные времена. Осип Эмильевич попал сюда в пересыльный пункт ГУЛАГа. Он выполнял здесь очень тяжелую работу, дошел до крайней степени истощения. Здесь Мандельштам и умер. Официально — от тифа. Никто так и не знает места его захоронения. Возможно, братская могила с останками поэта находится сейчас под одним из многоквартирных домов на улице Овчинникова.


Автор: Эльмира Багнюк

Редактор: Анастасия Кулагина

Обложка: telegra.ph

Наверх