SCIENCE ART ПО-ПЕТЕРБУРГСКИ: КАК УСТРОЕНА ГАЛЕРЕЯ ART ITMO RESIDENCY

В 2020 году в Петербурге открылась первая галерея-мастерская, которая занимается развитием Science Art. По словам организаторов Art ITMO Residenсy, пространство служит платформой для образовательной деятельности, которая включает лекции, мастер-классы и другие события, связанные с научно-технологическим искусством. Беседуем с директором Центра искусства и науки ИТМО Алией Сахариевой и рассказываем о планах резиденции.

 

Галерея-мастерская Art ITMO Residenсy (AIR), занимающаяся развитием направления Science Art в России, открылась в 2020 году в Петербурге на базе университета ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский институт технологий, механики и оптики).  Art ITMO Residenсy сегодня позволяет коллаборировать ученым и художникам в одном арт-пространстве для создания научного искусства.

Научное искусство вовсе не оксюморон, а явление, широко распространенное в современном культурном дискурсе, подразумевающее синтез логики и интуиции. Подобный трансдисциплинарный подход формирует и расширяет научную базу, выявляет осознанные и обоснованные формы искусства.

Больше о научном искусстве

Научное искусство актуальная сфера современного творчества, находящаяся на стыке двух, казалось бы, взаимоисключающих явлений: искусства, предмета интуитивной рефлексии, и науки, продукта дискурсивного анализа. Произведения в жанре Science Art отличаются от прочих видов творческой работы прежде всего тем, что создаются на основе эмпирического опыта и знаний.

Пожалуй, одним из самых эпатажных Science Art-художников на сегодня остается Стеларк. Он является автором множества работ, в числе которых бодимодификационные перфомансы с подвешиванием тела и несколько фильмов, действие которых происходит внутри его собственного тела.

Стеларк — не только художник, но и профессор искусства и робототехники в университете Карнеги-Меллона. Особенно примечательна его работа по вживлению биополимерного уха в руку. Встроенный в ухо микрофон позволял окружающим людям слышать все, что слышал он сам. Помимо выводов, которые сделали для себя ученые, в произведении присутствует и эстетическое начало. В будущем открытие, последующее за презентацией, возможно, позволит людям, находящимся за тысячи километров друг от друга, чувствовать близость.

Не менее образным произведением искусства стал цветок Эдуния художника и профессора Эдуардо Каца. Петунья гибрид человека и растения. Трансгенная практика позволила Кацу всадить свой ген иммуноглобулина в петунью. Посыл ученого во взаимосвязи всего живого на Земле, где кровь выступает как символ естественной общности.

В России исследования в области научного искусства проводятся с 2008 года в Лаборатории Art&Science Foundation. Это первый в стране некоммерческий выставочный центр, целью которого является изучение и развитие междисциплинарного взаимодействия современного искусства и науки. Здесь проходят дискуссии и круглые столы с учеными и художниками, выставки, представляющие экспериментальные проекты. Успешную работу Лаборатории иллюстрирует «Квантовая запутанность» выставка, созданная в сотрудничестве с фестивалем технологического искусства Futureeverything и Российским квантовым центром. Экспонаты создавали иллюзию «существования невидимого мира». Феномен квантовой запутанности требует не только научного, но и творческого осмысления, поскольку его смысл заключается во влиянии одного человека на события, происходящие в мире.

 

Фото: news.itmo.ru

Art ITMO Residenсy (AIR)

Петербургский проект Art ITMO Residenсy сегодня курирует Центр науки и искусства в ИТМО. Цель Центра установление и развитие диалога между творческими и научным сообществами. В университете также действует магистерская программа Art & Science. Руководителем программы является Дмитрий Озерков искусствовед, куратор, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа. Среди преподавателей специалисты в сфере технологического искусства, среди возможностей современные лаборатории для эффективной работы. Студенты ВУЗа формируют теоретические и практические знания, совмещая творчество с наукой и технологиями.

Мы побеседовали с Алией Сахариевой — директором Центра искусства и науки ИТМО — и узнали, в чем специфика работы AIR.

Алия, что представляет из себя проект Art ITMO Residenсy и в чем его отличие от других подобных проектов?

Art ITMO Residenсy (AIR) галерея, в которой могут выставляться студенческие работы магистрантов ИТМО по направлению Art&Science и работы профессиональных художников, работающих на стыке искусства, науки и технологий. Резиденция также площадка, где будут проходить мастер-классы как для студентов, так и для всех желающих. В 2020 году, когда ИТМО только открыл программу Art Residenсy, мы отобрали четыре международных художника для экспонирования на нашей площадке, но в связи с пандемией и закрытием границ они не смогли приехать. Тем не менее, как только ситуация нормализуется, мы ждем их и надеемся, что такие программы будут проходить на постоянной основе. Весной, к примеру, мы уже объявляли Open Call для желающих присоединиться к воркшопам Бориса Шершенкова по саунд арту и Вадима Смахтина по VR (virtual reality).

Уникальность нашей резиденции в том, что она является «точкой входа» для художников, которые работают с новыми медиа, новыми технологиями. Здесь они могут знакомиться, общаться это площадка для коллаборации ученых и художников. В пространстве AIR проходит большое количество образовательных мероприятий, поэтому это прекрасная возможность познакомиться с техническими возможностями университета ИТМО, а это и робототехника, и компьютерные технологии, оптика, биотехнологии.

Кто организовал проект, кто был идейным вдохновителем?

Идея развивать Art&Science в университете возникла достаточно давно, и лаборатории в той или иной мере самостоятельно взаимодействовали с художниками, иногда с дизайнерами, развивая междисциплинарные проекты. Отчетным периодом можно считать 2016 год, когда совместно с государственными Эрмитажем университет ИТМО запустил проект под названием «Art&Science: Искусство, наука и музей». В рамках этого проекта каждый месяц в течение года проходили семинары, воркшопы, лекции, дискуссии, посвященные теме Art&Science с участием международных и российских спикеров, среди которых были Дмитрий Булатов, Кен Ринальдо, Ольга Киселева. Люди продемонстрировали большой интерес к проекту, и мы решили запускать магистратуру в этой области.

Есть ли аналогичные мастерские для сотрудничества художников и ученых в России/мире?

На Западе есть подобные мастерские, например, Симбиотика в Австралии и другие университеты. В России аналогичных пространств не так много. Есть мастерские для художников, но не конкретно для тех, кто работает на стыке искусства и технологий. Большим преимуществом нашей резиденции является то, что у наших художников есть доступ в исследовательский центр, в лабораторию.

Расскажете о первом мероприятия мастерской?

В пространстве AIR выставка, которая проходила в рамках международного фестиваля Ars Electronica. Это один из крупнейших западноевропейских фестивалей Science Art, технологического искусства. В этом году в связи с пандемией он проходил в 120 городах мира сразу, обычно он проходит офлайн в Линце в Австрии. Петербург стал одним из городов, в котором реализовывался проект Пангардения. Университет ИТМО был генеральным партнером KURFUTURELAB, который являлся организатором проекта. На площадке нашей резиденции были представлены проекты, которые участвовали в фестивале Аrs Еlectronica. Через несколько дней после мероприятия мы официально открылись.

А как в целом продвигается работа в условиях COVID-19?

Соблюдаем все меры предосторожности. На офлайн мероприятия (сейчас у нас проходит выставка) ввели строгие ограничения: в пространстве могут одновременно находиться не больше десяти человек, запись на выставку по таймслоту. Сложно работать в таком формате, например, проводить воркшопы, где ребята должны работать не с цифровыми технологиями, а именно с техникой.

Планы на будущее?

Хотим продолжать развивать пространство AIR. Во-первых, демонстрировать студенческие проекты, во-вторых, вести постоянную образовательную программу для всех желающих, в-третьих, нам хочется выставлять профессиональных художников в жанре Art&Science. В дополнение к программе магистратуры на базе резиденции мы начинаем проводить краткосрочные курсы дополнительного образования. К примеру, сейчас стартовал курс Ильдара Якубова по интерактивному дизайну. Курс проходит онлайн, но как только ситуация нормализуется, надеемся перейти в режим офлайн.


Автор: Диана Садретдинова

Редактор: Мария Адзхед

Обложка: news.itmo.ru

Наверх