УГОЛОК МЕДИТАЦИИ И ДЕМО-ВЕРСИИ: ОТКРЫТИЕ НОВОГО ВЫСТАВОЧНОГО СЕЗОНА В МУЗЕЕ «ГАРАЖ»

Многие музеи и галереи объявили новый выставочный сезон еще в начале марта, и только «Гараж» после закрытия 2-й Триеннале современного искусства сохранял интригу. Наконец занавес поднят, и команда музея вместе с новым главным куратором Екатериной Иноземцевой представляет три новых выставки. О том, какие работы стоит посмотреть и чем они могут удивить посетителей — читайте в нашем материале.


Выставки в Гараже умело соединяют в себе игривость и серьезность. Новый выставочный сезон, кажется, доказывает это наилучшим образом. Более чем игривая и даже отчасти безумная выставка «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» — нетипичное явление для Гаража: впервые за всю выставочную практику музея команда кураторов (Ярослав Воловод, Екатерина Лазарева и Екатерина Савченко) объявила open call для художников и творческих коллективов. В итоге после отбора заявок осталось 33 участника, 11 из них представляют групповые проекты. Все произведения объединяет идея прогнозирования, «высматривания» (от лат. speculatio — высматривание) возможных сценариев развития событий прошлого, настоящего и будущего.

Кинетическая скульптура «Счеты» от Ивана Серого рассказывает историю о времени как самом дефицитном и потому самом дорогом товаре эпохи будущего, а трейлер с «лекарством от всех болезней» от Максима Трулова и Ксюши Ласточки намекает на спекуляции в сфере здравоохранения — и на то, что в нашем настоящем крепкое здоровье может иметь только тот, у кого есть деньги. Отдельного внимания заслуживает архитектура выставки, созданная бюро «Новое». Благодаря ей посетитель может прочувствовать хрупкое, неустойчивое состояние главного героя видеоигры, в которой надо ходить только по маршруту из подвесных напольных плит, готовых в случае неверного шага упасть в пропасть.

Гораздо более серьезной получилась выставка-исследование «Настоящее время, несовершенный вид». Концепцию проекта придумали Екатерина Иноземцева, Саша Обухова и Тоня Трубицына во время локдауна. Первый вопрос, который стоял тогда перед каждым человеком, — «Что я не успел сделать, пока был “на свободе”?». Отталкиваясь от него, кураторы выставки смогли доказать, что нереализованные проекты могут не только вгонять в тоску, но и открывать новые возможности. Из архивов музея были отобраны 5 проектов 1960 2010-х годов, которые не были воплощены в жизнь. Недопонимание между заказчиком и автором, отсутствие финансирования или просто отмена проекта без какого-либо пояснения — из-за этих и многих других причин арт-мир не смог увидеть светозвуковую инсталляцию Франциско Инфанте-Арана на стенах Кремля; проект Петра Белого «Меланхолия» о разрушающемся советском наследии в парке рядом с петербургским ДК Газа; проект танцплощадки Игоря Пяткина, которую в советское время должны были построить на нынешнем месте Гаража. Но всем проектам дали вторую жизнь, и теперь в Гараже можно увидеть их демо-версии в виде расчетных чертежей, планов и заготовок.

Третий проект — первая в России персональная выставка бельгийского художника по видеоарту Давида Кларбаута «Невидимый звук». Экспозиция начинается с фрагментов работ «Счастливое мгновение» и «Счастливое мгновение. Алжир». Это два фильма о детских и подростковых играх, которые у любого взрослого человека ассоциируются со счастливыми мгновениями юности. Рядом с видеоработами есть уголок медитации с мягким ковром и «музыкой для отпугивания интеллектуалов» — тихими переливами гитары и фортепиано, которые не создают никакого сюжета, но позволяют погрузиться в медитативную рефлексию. «Тихий берег» изображает громкий всплеск воды, а «Конфетти» — взрывы праздничных петард. «Расширение одного мига до бесконечности» — так описал работы художника куратор Валентин Дьяконов. В каждой из них есть спрятанный элемент — тот самый невидимый звук, который остался за кадром. Но кто сказал, что этот звук нельзя прочувствовать даже через немую фотографию? Точно не Кларбаут.

Выставка «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» продлится до 1 августа 2021 года, «Настоящее время, несовершенный вид»  — до 8 августа, а «Невидимый звук» — до 2 мая. 15 апреля в рамках параллельной программы уже закрывшейся Триеннале в Государственном музее архитектуры имени Щусева откроется выставка «Пятая волна». Она будет посвящена молодым художникам, уехавшим за рубеж учиться и работать и переставшим вписываться в рамки современного российского искусства.


Автор: Екатерина Сурат

Редактор: Анастасия Кулагина

Обложка: Музей «Гараж»

Наверх