11 200 000 ДОЛЛАРОВ ЗА КАРТИНУ: О ХУДОЖНИКЕ ПИТЕРЕ ДОЙГЕ

Что такое магический реализм в живописи? И почему одного из самых известных представителей этого направления, художника Питера Дойга беспокоит его слава? Как ему удается продавать свои картины за миллионы долларов? Рассказываем в новом материале.


Британец Питер Дойг не сразу стал одним из самых востребованных и дорогих художников XXI века. Его творческий путь начался еще в конце 80-х годов прошлого столетия, когда он был студентом колледжа искусств.

Будучи ребёнком, Питер Дойг вместе со своей семьёй часто менял место жительства. Постоянная перемена мест, новые люди и множество впечатлений отразились на мировосприятии будущего художника. В своих интервью Дойг часто говорит, что в его картинах много детских воспоминаний.

Воспоминания и впечатления – ключевые понятия магического реализма, в русле которого работает Питер Дойг. Главное отличие направления от экспрессионизма, сформировавшегося накануне Первой мировой войны, – отказ от абстракций и искажений. Создавая картины, Питер Дойг пропускает через призму воображения свои прошлые впечатления. В каждом его полотне заключено какое-то воспоминание. Как говорит сам художник, его картины – это коллаж из когда-то увиденного и пережитого.


Дойг никогда не пишет с натуры. Для него важны его собственные ощущения, фантазии и впечатления, связанные с тем или иным местом, предметом. На полотнах Дойга редко появляются люди, но есть «следы» их присутствия: заброшенные здания, машины, одинокие лодки, следы на песке.

В 1994 году Дойг был номинирован на премию Тёрнера, одну из самых престижных в области современного искусства. Номинация сделала его имя известным среди представителей искусства, но всемирная слава пришла к Дойгу лишь в XXI веке.

На картине «Белое каноэ» (1991), сделавшей Дойга самым дорогим современным художником в 2007 году, изображена тихая водная гладь, которую, кажется, ничто не может потревожить. Тишину пронизывает пёстрый дикий пейзаж. Но пустое белое каноэ, замершее в середине водоёма, внушает тревогу. Часть детства Питер Дойг провел на карибских островах Тринидад и Тобаго, куда переехал вместе с родителями из Великобритании. Как раз воспоминания о том периоде жизни легли в основу картины с каноэ.


Особенная манера письма Дойга заставляет воспринимать картинку целиком, не разделяя её на планы. Его полотна – вихрь, в котором отзываются увиденные когда-то фотографии и фильмы, картины и открытки, места, которые посетил художник.

В 2007 году на аукционе Sotheby’s картина «Белое каноэ» была продана за 11.2 миллионов долларов. На тот момент это была самая дорогая картина современного европейского художника. Полотно стало ключевым в судьбе Дойга, сделав его всемирно известным. Творчество Дойга нашло отклик не только среди коллекционеров и ценителей искусства: его живопись понятна и простому обывателю без глубоких искусствоведческих знаний.

В первой половине 90-х Дойг написал серию картин, изображающих полуразрушенные многоквартирные дома в стиле Ле Корбюзье. И снова присутствие человека без его прямого изображения. Заброшенные здания спрятаны в гуще леса, мы видим лишь фрагменты строения. Лес окутывает дом и прячет его. Причудливые изгибы деревьев, яркие солнечные блики, одновременно знакомые и в то же время чужие растения. Все прошло сквозь призму восприятия художника.

Главным героем его картин часто становится предмет. В картине «Красный дом» (1995) за счёт цветовых контрастов выделяется красная постройка. Красное здание – образ из прошлого художника. Желто-серая дымка обволакивает дом, а вокруг него роятся человеческие тени, наделяя сюжет чем-то мистическим.


Художник не обходит стороной и воздействие цвета на психику человека. Желтый цвет, заполняющий пространство «Красного дома» активно воздействует на смотрящего, даря ощущение тепла и света. Красный, ассоциирующийся с тревогой и опасностью, вступает в конфликт с животворящим жёлтым. Бледные тени, тёмные деревья создают тревожную атмосферу, несмотря на мирный пейзаж на картине.

«Camp Forestia» (1996) – полотно, открывающееся зрителю только после внимательного изучения. Белоснежное здание с чёрными глазницами окон, тихий пруд перед домом, в котором отражается здание, стена черного леса позади. С первого взгляда всё просто: дом на берегу озера. Но, если присмотреться к дому в воде, станет понятно, что это совсем не отражение, а дом-двойник: “линейная” перспектива нарушена. Звенящая, пугающая тишина – частая ассоциация с картинами Дойга.

На сюжет этой картины автор был вдохновлен уже канадским периодом его детства. Как сказал сам художник, смысл его полотен невозможно облачить в словесную форму. Чтобы понять картину, нужно просто её почувствовать, не ища нагруженных смыслом «знаков». В «Camp Forestia» художник работает с особой техникой наложения краски на холст. Бревна изображенного здания накладывались толстыми мазками для того, чтобы был заметен рельеф здания. Траву художник написал отдельными мазками, создавая иллюзию массы, а не плоского рисунка.

Еще один ценовой рекорд установила картина «Отражение. Как выглядит твоя душа», ушедшая с молотка в 2009 году за 10.162 миллиона долларов. Здесь снова Дойг показал человека максимально условно. Люди у Дойга безлики. В «Отражении» от человека видны только ноги, стоящие на берегу небольшого пруда. Вода и отражение в ней – частый сюжет в картинах Дойга. Для художника зыбкое, бестелесное – самое настоящее. В отражении можно увидеть сущность. Многообразие смыслов: по поверхности воды скользят льдинки и кора деревьев, темный силуэт отражается в спокойной глади лесного пруда. Одиночество и смерть. Часто в картинах Дойга природа выглядит мёртвой: голые темные деревья, снег, покрывающий землю.

В 2011 году неизвестный купил по телефону картину Дойга «Воображаемые мальчики» за 6,2 миллиона фунтов. Искусствоведы называют эту работу лучшим творением художника в новом столетии. Пёстрая карибская растительность, лодка с размытыми силуэтами людей, знойный воздух, – воспоминание о далеком экзотическом рае, дополненное вымышленными подробностями. Картина – миф, где сложно отделить правду от вымысла.

В одном из своих интервью Питер Дойг признался, что прижизненная слава его смущает. Для него это в какой-то мере сравнимо с модой, которая имеет свойство быстро проходить. Дойг считает, что настоящее признание приходит чаще всего после смерти художника. Тогда он остается в истории. Прав ли он, покажет время. А пока можно посетить Галерею Майкла Вернера в Кёльне, где представлены последние работы Питера Дойга. Выставка работает до 16 ноября. Если посещение Германии в ближайшие планы не входит, то посмотреть картины Дойга можно во многих музеях современного искусства по всему миру, где полотна включены в постоянную экспозицию.


Автор: Алиса Хворостян

Редактор: Ольга Зайцева

Изображения: Питер Дойг

Наверх