ИСКУССТВО ИЛИ КРЕАТИВ?: О ВЫСТАВКЕ ART BASEL-2019 В МАЙАМИ

Почему Art Bazel сегодня так популярен? Что можно было увидеть в 2019 году на выставке в Майами помимо знаменитого перформанса с бананом? И в чём состоит оригинальность нашумевшей арт-ярмарки? Что подают кураторы зрителю: оригинальное искусство или креатив с искусственной начинкой?

 

 

Ежегодно в июне небольшой, но богатый музеями и галереями швейцарский город Базель становится центром современного арт-рынка. Сюда приезжают самые успешные арт-дилеры, художники, коллекционеры, голливудские звезды и просто любители современного искусства, чтобы попасть на самое главное событие в году для мирового арт-сообщества — международную выставку Art Bazel.

 

История выставки началась в 1970 году, когда три выдающихся швейцарских арт-дилера — Эрнст Бейелер, Труди Брукнер и Бальц Хилт — положили начало новой платформе в сфере “Art” в Швейцарии. Идея создания пришла основателям после посещения “Art Cologne” в Кёльне (тогда ещё Kunstmarkt Köln). Они оставили понравившуюся концепцию, добавив к ней идею интернациональности: цель — не только продать, но и объединить, сделав искусство доступным. Место было выбрано чрезвычайно удачно: город Базель расположен на стыке границ трех стран — Швейцарии, Германии и Франции — и туда можно легко и достаточно быстро добраться почти из любого крупного европейского города. В первой Art Basel приняли участие 90 галерей из 10 стран, их стенды увидели более 16 000 посетителей (для сравнения: в 2019 году свои проекты представили 290 галерей из 34 стран). 

 

Ярмарка быстро развивалась: к европейским странам присоединились американские дилеры, границы проектов расширились. В 1974 году в рамках выставки появляется платформа “New Trends”, направленная на развитие и создание арт-пространства для начинающих художников. В 2002 году открывается внешняя площадка в Майами, а с ростом азиатского рынка в 2013 году — в Гонконге. Найден удобный формат выставки: искусство на Art Basel представлено в разных секторах, разделенных по определенным тематикам.

 

С 5 по 8 декабря 2019 года ярмарка проходила в солнечном Майями. Большинству зрителей она запомнилась инсталляцией Маурицио Каттелана “Комедиант” (да-да, тот самый  банан, приклеенный скотчем к стене). Но были, разумеется, и другие работы, которые говорили об актуальном, вдохновляли и удивляли. Что же можно было увидеть на Art Bazel Miami 2019 кроме знаменитого арт-объекта?

 

 

Сектор “Disruptions” представлял собой серию скульптурных и часто интерактивных произведений аргентинских художников, направленных на раскрытие темы “чрезмерного пользования природой”. В “Still Tree” Пабло Рейносо помещает дерево в защитную железную скульптуру. Этот металлический скелет, впивающийся в ствол, символизирует щит, который когда-то защищал тело солдата, а сейчас стал броней для мертвого ствола дерева.

 

Своими работами художники не только акцентируют внимание на экологической битве, но и размышляют о форме и функциях пространства в создании произведения. “Invisible” —  трехметровая железная скульптура в форме замочной скважины, созданная Мари Оренсанз — предлагает зрителю поразмышлять над очевидностью видимого и невидимого. Структура, через которую могут пройти зрители, содержит на верхней арке слово “invisible”. Оно видно только тем, кто стоит прямо под ним. Меняя свое расположение, зритель меняет и контекст увиденного сквозь перфорированные на скульптуре буквы. Цель работы — подтолкнуть на критические размышления о среде, о ее изменениях и личном влиянии на эти изменения.

 

В 2019 году зрителям впервые показали новейший сектор выставки — “Meridians”, включающий монументальные инсталляции, картины и перформансы. Работа Тома Фридмана “Cocktail Party” — карикатура на современный арт-мир. Инсталляция представляет собой анимированную группу из двадцати шести фигур в натуральную величину в диком массиве нарядов и причесок. Художник детально прорабатывает образы своих персонажей, соединяя в них реальность и  комичность. Блок пенопласта вместо клатча, брошь, сделанная из зубочисток, сигарета, которую вот-вот закурят — художник, объединяя мысль и материал, прорисовывает псевдореальность, за которой хочется наблюдать. В этом секторе был представлен и перформанс Тины Джируард “Pinwheel”. Четыре исполнителя, взаимодействуя с объектами, совершают определенный ритуал, сопровождаемый комментариями художницы. Сценическое пространство разделено на четыре квадранта, покрытых шелковой тканью, впоследствии играющей активную роль в действии перформеров.

 

Сектор “Positions” позволяет кураторам, критикам и коллекционерам открывать новые амбициозные таланты со всего мира. В этом году можно было увидеть портреты американского фотографа Пола Мпаги Сепуйи, отражающие эстетику обнаженного тела. Творчество художника направлено на исследование расовых вопросов, традиций разных народов. Мадридская галеристка Сабрина Амрани представила скульптуры Манал Аль-Довайян. Художница смешивает стили и поднимает в своих работах тему ущемления прав женщин на своей родине.

 

Для любителей моды и дизайна идеально подходит ярмарка-сателлит “Design Miami”. Здесь можно увидеть ароматический багет — сумку с ароматом от парфюмера Франсиса Куркиджана или диван модной марки Balenciaga, который дизайнер Гарри Нуриев набил “начинкой” из старой/бракованной/нераспроданной одежды французского модного дома. Цель проекта — призвать к вторичному использованию повседневных вещей для создания объектов искусства и дизайна. 

 

Многие работы расположены в открытых независимых пространствах. На пляже вдоль Lincoln Road представлена инсталляция Леандро Эрлиха “Order of Importance”, состоящая из выстроенных друг за другом в пробке 66 песочных копий машин в натуральную величину. Использование песка не столь случайно: за время проведения выставки замороженные во времени скульптуры будут деформироваться. Здесь прослеживается мысль о климатическом кризисе и быстротечности времени, которое требует незамедлительных действий.

 

Секция “Conversations” представляет собой беседы-дискуссии с выдающимися деятелями искусства на различные темы всемирной арт-сцены. В этом году в Майами программа длилась три дня, где говорили на следующие темы: “Искусство и Арт-медиа — бурные отношения”, “Чего ждут молодые коллекционеры от арт-рынка?”, “Мое тело — мой выбор?”, “Новые способы видения: искусство фотографии сегодня”, “Этика музейного финансирования”. Любую дискуссию теперь можно посмотреть онлайн на официальном сайте выставки.

 

 

В результате конкурентной борьбы с другими европейскими ярмарками Art Bazel продолжает занимать  лидирующие позиции. Чем же обеспечивается стабильность такой популярности?

 

Уникальность и вариантивность. Каждый год кураторы по-новому подходят к подаче материала: это отражается в выборе участвующих галерей, художественных произведений и программы в целом. Если вы хотите увидеть все стили и жанры в одном месте, послушать умных людей со степенью в искусстве, то Art Bazel — для вас. Здесь посетителя ждут перформансы, инсталляции, картины, медиа-арт и многое другое. 

 

Доступность. Все лекции, работы художников, перформансы можно увидеть на официальном сайте. Там же собраны и каталоги работ. Даже купить произведение искусства теперь можно через онлайн-платформу Basel Online, которую в этом году создала галерея David Zwirner. 

 

Поощрение молодых художников. Здесь нет чёткой грани между известными и начинающими. Работы неизвестных художников висят рядом с работами популярных авторов. В 2015 году появилась премия BMW Art Journey, которая позволяет перспективным художникам отправиться в творческое путешествие, разрабатывать новые идеи и создавать произведения. Победитель выбирается два раза в год из трех финалистов на выставках в Гонконге и в Майами.

 

Но можно ли назвать представленные работы настоящим искусством? Однозначного ответа на этот вопрос нет, ведь понятие “искусство” для каждого будет различно. Необходимо понимать, что такие ярмарки, как Art Bazel, они не для всех. Те, кто готов видеть новое, понимать и принимать нестандартное — смело покупайте билеты. Да, то, что зритель видит на  Art Bazel, иногда кажется слишком простым или несоответствующим привычным канонам, но каждая работа оригинальна, она содержит определенную мысль, идею и концепцию. Остается только гадать, о чём говорят авторы. Быть может, работы вас шокируют или удивят, но в огромном разнообразии представленных экспонатов каждый найдет действительно своё.

 

Art Bazel — не просто площадка для продажи произведений искусства, это отдельный экспресс-курс, который позволяет не только приобрести новые знания, но и найти единомышленников, насладиться актуальным и новым. Ярмарка стала настоящим шоу, которое интригует, держит внимание и позволяет окунуться в атмосферу, казалось бы, “элитарного” искусства. Так или иначе, Art Bazel остаётся верен выбранному вектору и продолжает удивлять своего зрителя.

 

Автор: Ксения Белова

Редактор: Владимир Большаков

Наверх