“ИСКУССТВО ИЛИ ПРОПАГАНДА?”: ЧТО ТАКОЕ СОЦРЕАЛИЗМ

Народность. Идейность. Конкретность. Именно такими характеристиками описывают культурный вектор соцреализма. Период, когда мысль государственная ложится в основу преподнесения любого творческого материала. Но можно ли в таком случае говорить о подлинном искусстве? Или же все произведения, создаваемые художниками, являются только оружием пропаганды?


“Сила искусства во благо развития социализма” – пожалуй, именно так можно представить себе девиз вождей эпохи культа здоровья, спорта и труда. Такое искусство должно было стать искусством “факта” (только чуть приукрашенного). Перед художниками ставилась задача показать людям жизнь в лучшей стране и в лучшей системе: в своих работах они изображали заводских тружеников, радостных пионеров, первомайские марши, людей на субботниках. Идеи творцов должны были совпадать с государственными, темы – провозглашать построение светлого социалистического будущего.

Картины отличали масштабность и размах. Личность вождя показывалась центральной, пейзаж – просторным, люди – трудящимися. Герои полотен через трудности достигали победы, их эмоции говорили о решимости и силе характера.  Казалось, сами чиновники брали в руки кисти и создавали правильную жизнь без намека на погрешность.

Хотя заказы и не были прямыми, а мастера теоретически могли творить по собственному желанию, существовала цензура, которая выносила решения о судьбе того или иного полотна. Так, работы Юрия Кугача “Селькор”(1967), “Из недавнего прошлого” (1960-90-е) не были допущены к показу. Автор посвятил свои картины оборотной стороне народной действительности, которую пытались скрыть за творчеством других живописцев. Процесс раскулачивания, классовая борьба, репрессии – изнанка режима должна была уйти на задний план, уступая место пафосу социализма.

Задачу прославления сталинского времени были вынуждены выполнять многие художники. Одним из них стал Александр Дейнека, чьи работы являются символом советской живописи. Темы творчества художника различны. Так, на картине “Бег” (1934) автор изображает мускулистых, загорелых бегунов, на чьих лицах мы видим напряжение и страстное желание победы. Противопоставляя передний и основной план, художник создает ощущение скорости, а пастельные цвета помогают уравновесить композицию. Совершенно другой тематике посвящена “Оборона Севастополя” (1942). На полотне автор запечатлел героизм морской пехоты, солдат,  отдавших жизнь при обороне Севастополя. Задача картины – показать народу непреодолимую решимость в защите родины, силу духа и самоотверженность. Неслучайно автор облекает матросов в белоснежную форму: они предстают ангелами, которые несут с собой жизнь, а их враги олицетворяют темную силу, которой не суждено победить.


Большой успех имели работы Александра Самохвалова. Многие из них были посвящены женщине, трудящейся и сильной, энергичной, целеустремленной. Её движения полны решимости, а взгляд – силы и настойчивости. Картина “Девушка в футболке” (1930) стала символом эпохи. Автор показал смелый образ, окутанный новой советской романтикой. Облик девушки – простой и ясный, а взгляд выражает уверенность в предстоящем будущем. Совершенно другой предстает картина “Аппасионата” (1967). На ней пианист в память о Ленине исполняет его любимое произведение – “Аппасионату" Бетховена. Зритель наблюдает, как простые работяги с упоением внимают силе музыки. Большое значение здесь имеет контраст: на фоне стройки – символе сталинской индустриализации – рождается искусство.

Отражением реалий сталинского времени являются произведения Татьяны Яблонской. Так, картина “Хлеб” (1949) представляет собой гимн народному труду. Все герои заняты общим делом – сбором урожая. Они радуются труду, каждый стремится сделать работу как можно лучше. Все действия персонажей изображены максимально реалистично: мы видим, как одна из девушек закатывает рукав, другая завязывает мешок с зерном, мужчины укладывают их в кузов машины, на их лицах улыбки. Благодаря переданному настроению, атмосфере радости, у зрителей возникает ощущение сопричастности, желание помочь, присоединиться к героям.

Другой художник – Аркадий Пластов – посредством своего творчества пытался вселить в людей оптимизм и веру в светлое будущее. На картинах “Сенокос” (1945), “Колхозный ток” (1949) запечатлены мгновения из обычной жизни простых крестьян. Несмотря на тяжелый труд, ощущается бодрящий дух молодости и силы. Кажется, что можно почувствовать запах свежескошенной травы, сена. Благодаря палитре, использованной автором, – ощутить теплоту солнца. Теме труда посвящена и картина “Ужин трактористов” (1951). Автор показывает героев, отдыхающих после тяжелой работы. Интересны и сами образы людей. Мужчина и молодой человек выглядят настоящими работягами, которые готовы работать от зари до зари, чтобы поднять страну после войны. Девушка в  белом одеянии – как луч света, освещает привычный вечер. В ее движениях видна забота, а эмоции дарят тепло и спокойствие. Такие произведения были очень важны в послевоенное время: они дарили зрителю надежду на спокойную жизнь в мире, где хочется трудиться ради семьи и Родины.


Каждый художник, будучи заложником системы, не мог отображать идеи, не соответствующие цели воспитания гражданина в духе социализма. Их произведения, без сомнения, являются оружием пропаганды, ведь созданы они были именно с этой целью. Но несмотря на диктатуру власти, на четко поставленные принципы изображения действительности, живописцы смогли сформировать свой неповторимый стиль, привнести в искусство собственное видение.

В 1932 году на открытии юбилейной выставки “Художники РСФСР за XV лет” Игорь Грабарь, увидев картину Александра Самохвалова “Девушка в футболке” воскликнул “Это брависсимо!”. Такие отзывы получали (и получают) многие художники соцреализма, ведь их мастерство и талант дают право причислить их творчество к подлинному искусству, однако, обернутому в режим сталинской эпохи.


Автор: Ксения Белова

Редактор: Владимир Большаков

Наверх