ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ: ТОП-5 МИФОВ О СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ

Любое новое явление в культуре вызывает массу вопросов и продуцирует ложные суждения о себе. Современное искусство – не исключение. Ниже развеиваем топ-5 мифов, которые мешают стать ближе к искусству сегодня.


Миф 1: современное искусство сложно понять

Отговорка «не пойду в музей, потому что там всё непонятно» бьет все рекорды. Однако современное искусство пытается говорить со зрителем на одном языке: создавая не только легко читаемые смыслы в своих работах, но и сопровождая их экспликациями, пояснениями и комментариями профессионалов. А ещё, там, где сложно уловить направление мысли автора, в ход идут чувства и ощущения. Очень часто искусство – это не про то, что хотел сказать автор, а про то, что почувствовал зритель при встречи с произведением. Поэтому иногда достаточно сделать шаг навстречу прекрасному и необычному, и тогда оно ответит вам взаимностью.

Миф 2: работа художника ограничивается только творчеством

Порой кажется, что художник творит в мастерской, а потом его работы чудеснейшим образом переносятся в руки коллекционеров, в стены музеев и на выставочные площадки. Однако, чтобы быть успешным художником, нужно много работать и за пределами своего творческого пространства. Люди, решившие посвятить свою жизнь искусству, сегодня должны быть образованными и осведомленными о текущей повестке дня, уметь заводить новые знакомства и правильно подавать себя. Художники очень часто становятся кураторами своих проектов и руководят организацией выставок. Еще чаще они выступают собственными пиар-агентами, занимаясь подготовкой заявок на различные конкурсы и встречаясь с заинтересованными в них кураторами, журналистами и арт-дилерами.


Миф 3: художник – это тот, кто рисует

Если человек в течение шести часов произносит одну и ту же фразу на сцене театра, то кто он такой? Речь о перформансе Рагнара Кьяртанссона «Печаль победит счастье», показанном на сцене театра им. Маяковского в Москве несколько дней назад.

Оказывается, он – художник, хотя он не держит кисти и палитры в руках. Сегодня существует очень много форм современного искусства, поэтому зритель вправе называть художником любого, кто создает произведения искусства вне зависимости от того, имеют они материальное воплощение или нет. Нередки случаи, когда художники параллельно занимаются совершенно другой профессиональной деятельностью и очень удачно совмещают её со своим видением искусства. Так, например, набирает популярность сайнс-арт – область современного искусства, в которой применяются научные технологии и разработки. Дейзи Гинзберг, художница работающая в этом направлении, изучает синтетическую биологию и создает фантастические фотографии на стыке искусства и науки.

Миф 4: даже ребенок сможет создать то, что сегодня называют искусством

Современное искусство часто наталкивает нас на мысли о том, что разбрызгать краску, нарисовать крупными мазками цветы на столе или собрать фигуру из веточек может каждый. Так почему же тогда картины обычных людей не висят в музее, и они не зарабатывают на этом миллионы? Это говорит о том, что зритель судит о произведении искусства по очевидному техническому мастерству художника. Классика приучила искать «правильную» перспективу и привычные глазу свето-тени, создающие иллюзию трехмерного пространства, пропорциональные фигуры, сочетающиеся цвета… Сегодня художники не соревнуются в техническом мастерстве: они показывают обыденные вещи по-новому, стараясь не копировать мир, а показать то, что важно, другими способами. Современное искусство концептуально, оно требует критики, но в то же время жаждет вступить в диалог со зрителем. Художники стремятся показать не мастерство, а оригинальность, актуальность и смелость своего творчества. Техническими навыками уже никого не удивить, а значит и не донести идею во всей ее полноте. У большинства современных художников есть академическое художественное образование, которое и позволило им получить авторитет и искать новые способы воплощения своего вдохновения.


Миф 5: современное искусство не несет в себе красоты и поэтому оно – не искусство

Сложно получать эстетическое удовольствие от инсталляции «Моя кровать» Трейси Эмин или от акций Петра Павленского. Всё потому, что искусство сегодня не ставит акцентов на красоте, а выдвигает идею на авансцену. Помимо этого, понятие красоты сегодня очень изменилось и не только в сфере искусства. Каноны красоты пересматриваются в фэшн-индустрии, политике, СМИ, то же происходит и в арт-сфере. Искусство стремится показать красоту в простоте и в повседневности, а также научить ценить красоту слова и мысли.


Автор: Алиса Николаева

Редактор: Владимир Большаков

Наверх