СОВЕТСКОЕ VS СОВРЕМЕННОЕ: РОССИЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Правда ли, что в современном российском кинематографе больше нет достойных фильмов? И что советское кино было снято куда качественнее? А наше время уже безнадёжно? Журнал МОСТ провёл сравнительный анализ пяти известных советских фильмов и пяти значимых современных фильмов со схожей тематикой, чтобы суметь ответить на эти вопросы.


Музыкальный: «Мы из джаза» Шахназарова (1983) vs «Лето» Серебренникова ( 2018)

Фильм «Мы из Джаза» Карена Шахназарова вышел в 1983 году и сразу стал лидером проката. История о любящем джаз студенте Косте – о новом музыкальном направлении, к которому большинство людей относится настороженно, как к музыке, «под которую грустят плохие парни». Костя верит, что джаз могут понять и полюбить все, нужен только особенный коллектив. Герой прикрепляет на стену дома объявление о создании джаз-банды. По воле случая на объявление наткнулись двое бродячих музыкантов – Стёпа и Жора. Так и начался путь к славе трёх музыкантов.

В 2018 году уже культовый режиссёр Кирилл Серебренников выпускает свой музыкальный байопик «Лето». Это история о ленинградском рок-сообществе и любовном треугольнике Майка Науменко (лидер группы «Зоопарк»), его жены Натальи и совсем ещё молодого Виктора Цоя. Майк Науменко – уже известный певец, а Виктор Цой только начинает путь к славе, пишет первые песни, и его группа называется «Гарин и гиперболоиды». Науменко проникается его страстью к музыке и становится его наставником. Музыканты экспериментируют с жанрами, выступают на концертах, ходят на квартирники, влюбляются и просто живут. Картина «Лето» стала прорывом года, получив номинацию на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.


Это два фильма о творческом пути музыкантов и главной страсти их жизни – музыке. Обе картины переносят зрителя в прошлое: «Мы из джаза» – в двадцатые годы, «Лето» – в начало восьмидесятых. Два пленяющих своей атмосферой города – джазовая Одесса и рок-Ленинград. И два музыкальных жанра, те, которые не понимали и не хотели принимать, но которые впоследствии стали прорывом в музыке.

«Лето» и «Мы из джаза» – те фильмы, которым никак не выиграть друг у друга. Причина тому – оба одинаково хороши. В этих кинокартинах выделены самые романтические и поэтичные черты прошлого, ровно то, что заставляет обращаться к этим временам раз за разом. Оба фильма – истории о людях, создающих новое искусство, иногда вопреки мнению общественности. Это массовое, но изысканное и притягательное кино.


Мелодрама: «Забытая мелодия для флейты» Рязанова (1987) vs «Слоны могут играть в футбол» Сегала (2018)

«Забытая мелодия для флейты» – фильм режиссёра и классика советского кино Эльдара Рязанова. Главный герой картины Леонид – личность, на первый взгляд, неприятная. Он, продажный чиновник, который женился на нелюбимой женщине из-за её состоятельного отца, лицемерит перед начальством и коллегами из страха потерять работу. Однажды Леонид знакомится с медсестрой Лидой. Между ними вспыхивает любовь невероятной силы, но препятствием для их отношений становится не только жена главного героя, но и представители правящего класса чиновников.

«Слоны могут играть в футбол» снял талантливый режиссёр Михаил Сегал, известный благодаря фильму «Рассказы». Герой картины Дима – такой «человек в футляре». Он слишком педантичен, зануден и тяжело сходится с другими людьми. Его жизнь одинока, пока он не встречает несовершеннолетних дочерей своих друзей – необычную Машу и серьезную Свету. Чуть позже он случайно знакомится с очаровательной девушкой Лидой. С каждой из девушек герой пытается выстроить отношения, но более стабильными они получаются только с Лидой.

И «Забытая мелодия о флейте» и «Слоны могут играть в футбол» – мелодрамы с необычным главным героем и двойным дном. История Димы – это история одинокого мужчины, где-то комичного, где-то трагичного, с глубокими психологическими проблемами. Он отчаянно ищет в девушках то, чего лишен, – возлюбленную и дочь. Его притягивает их юность, ведь сам он уже стал скучным и потерял страсть к жизни. Леонид из «Забытой мелодии для флейты» так же одинок, хоть у него есть жена и друзья. Но это все лживое и ненастоящее – отношения, выстроенные исключительно на выгоде.

Оба героя с внутренним конфликтом. Дима не может понять, кто ему нужен: жена или дочь, ну а может, лучше так и остаться одному? Внутренняя борьба Леонида куда более сложная – он выбирает между настоящей любовью и комфортной жизнью в достатке. Связаться с простой медсестрой, жить в коммуналке, питаться вареной картошкой и зарабатывать столь любимой флейтой или высокое положение в обществе, уважение, работа с большим окладом, хорошая квартира и все предметы роскоши.

«Мелодия…» – глубокий и многогранный фильм, в нём сразу несколько уровней, конфликтов. Картина очень точно и тонко передает борьбу мотивов и чувств, как часто происходит в реальной жизни. Этот фильм хочется пересматривать несколько раз, чтобы вникнуть до конца, разобрать каждый его эпизод.

«Слоны могут играть в футбол» – качественно снятый, но очень простой фильм. Его достаточно посмотреть один раз, чтобы разобраться во всех внутренних конфликтах. Главный герой Дима, в отличие от Леонида, не вызывает такого интереса к своей личности. И если в атмосфере «Мелодии…» приятно находится, то «Слоны…» в какой- то момент становятся не совсем приятны.


Экранизация: «Жестокий романс» Рязанова (1984) vs «Синдром Петрушки» Хазановой (2015)

«Жестокий романс» – экранизация пьесы Островского «Бесприданница», снятая Эльдаром Рязановым. Трагическая история молодой девушки Ларисы Огудаловой и её любви к расчётливому купцу Сергею Сергеевичу Паратову.

«Синдром Петрушки» – экранизация одноимённого романа современной писательницы Дины Рубиной. Это история о кукольнике, одержимом женой Лизой и искусством. Однажды кукольник достигает вершины своего мастерства, создав куклу – точную копию своей жены.

Обе экранизации хороши и как отдельное произведение, и как перенос литературного источника на экран. «Жестокий романс» снят с красивым визуальным рядом и потрясающим саундтреком. Сильные средства выразительности, точно переданный глубинный конфликт персонажей и гениальная игра прекрасных актёров оставляют неизгладимое впечатление.

«Синдром Петрушки» – атмосферный фильм, отлично переданная драма о тонкой грани между стремлением к идеалу и настоящим безумием. 


Драма: «Калина красная» Шукшина (1974) vs «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» Ханта (2017)

Фильм Василия Шукшина “Калина красная” рассказывает о Егоре Прокудине. Он только что вышел из тюрьмы и решает на какое-то время затаиться у женщины Любы, с которой он переписывался. Искренняя теплота и забота Любы и её семьи заставляет Егора порвать со своим бандитским прошлым.

Подающий надежды режиссёр Александр Хант снял историю о непутёвом парне Викторе Чеснокове (Чеснок), в жизни которого неожиданно объявился отец Алексей (Штырь). Виктор ненавидит отца, ведь тот довёл его мать до самоубийства и не раз сидел в тюрьме. Теперь же Штырь парализован, но у него есть квартира, которая так нужна сыну Виктору.

Это два фильма о людях, которым не принято верить, ведь они совершили преступление и находились в месте, из которого люди часто возвращаются ещё более надломленными. И Егор Прокудин и Лёха Штырь совершили ошибки в прошлом, но у них есть близкие, готовые принять их такими, какие они есть, со всеми их ошибками. Оба фильма о важности человеческих уз и о том, что измениться и стать хоть немного добрее может каждый.

«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» – кино стильное и трогательное, несмотря на грубость самих персонажей. Этому фильму удается быть динамичным и жизненно-пронзительным, не перевешивая в сторону специфического артхауса. Однако, в сравнении с советскими драмами, такими как «Калина Красная», этот фильм не может попасть в сердце зрителя, не может потрясти и исцелить.


Военный: «Летят журавли» Калатозова (1957) vs «Дылда» Балагова (2019)

Во времена оттепели Михаил Калатозов снимает «Летят журавли». Этому фильму суждено было стать одним из самых знаменитых советских картин, изобрести новый киноязык, завоевать Золотую пальмовую ветвь в Каннах и поставить актрису Татьяну Самойлову в один ряд с культовыми актрисами «новой волны». Щемящая и безумно красивая история о войне без самой войны в кадре. Почти все события фильма происходят в тылу в Москве. Главная героиня Вероника ждёт возвращения с фронта своего возлюбленного Бориса, не веря, что он погиб.

В 2019 году появился фильм о войне, который может стать таким же значимым для русского кино, как и «Летят журавли». Это «Дылда» Кантемира Балагова. Фильм выдвинут от России на участие в кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». События картины происходят в послевоенном Ленинграде. Главная героиня Ия (она же Дылда) очень необычная девушка – высокая, худая, с белыми волосами и ресницами. На фронте она получила контузию, из- за чего медленно говорит, а иногда впадает в странный ступор. Ия живет в коммунальной квартире с сыном Пашей и каждый день в госпитале ухаживает за пришедшими с войны солдатами. В один вечер в дверь Ии стучится девушка – её фронтовая подруга, только вернувшаяся из Берлина.

«Дылда» и «Летят журавли» – фильмы о войне без войны. Они рассказывают, что и во время такого тяжелого периода жизнь продолжалась, но была не менее тяжелой. Об этом напоминают танки на улицах Москвы и частые бомбёжки, искалеченные солдаты, нехватка продуктов, упоминания о высокой смертности ленинградских детей в «Дылде». Фильмы о непростой судьбе женщин. Они хрупки и невинны, но вынуждены выживать в непростых условиях. И оба фильма поднимают темы, которые “не принято” освещать в искусстве: женская измена и нежелание идти на баррикады (“Летят журавли”), походно-полевые жёны (“Дылда”). Стоит отметить и =визуальный ряд этих военных кинокартин: игра света и тени, эффект летящей камеры и крупные планы в «Летят журавли»; красно-зелёная цветовая гамма «Дылды».

И всё же, «Дылда» не производит эффекта гениального фильма, как «Летят журавли». История мечется от военно-бытовой драмы до эротической мелодрамы с запутанными отношениями. Попытки показать, что и в те тяжёлые времена происходило всякое в виде вспышек однополой любви двух подруг, смотрятся странно. Фильм старается уйти от канонов большинства военных фильмов, уйти от массовости в сторону артхауса. «Дылда» заостряет внимание на внешнем взаимодействии персонажей с друг другом, в то время как «Летят журавли» рассказывают о внутренних переживаниях героев – это позволяет по-настоящему проникнуться историей.

The End

Современный российский кинематограф – явление интересное. Но зачастую он бросается из крайности в крайность либо уходит от реальности в прекрасное прошлое или комедии не самого глубокого содержания. Иногда же оно ставит перед собой цель показать зрителю жестокую реальность, заставить его увидеть правду в фильмах про захолустные города, пропитанные безнадёжностью. Но всё же эта мрачность – лишь одна сторона жизни. Конечно, есть исключения (фильм “Лето”), но их слишком мало, чтобы перекрыть эти чересчур мрачные мотивы.

Советское же кино стремилось показать все грани жизни – и жестокие и прекрасные. Герои советских фильмов всегда психологически точно проработаны, поэтому так интересно анализировать мотивацию их поступков. Основные и второстепенные сюжеты советских фильмов всегда многоуровневые. В советском кино всегда много света и того посыла, что жизнь всё равно прекрасна. Современное же российское кино зачастую лишено перечисленных качеств кино советского: персонажи и сюжеты однобоки, глубина их часто заключается лишь в показе мрачной сущности людей.

В современном российском кино много талантливых режиссёров, интересных актёров и грамотности с точки зрения режиссёрской и операторской работы. Оно заслуживает того, чтобы его смотрели и обсуждали. Но да, впереди предстоит еще очень много работы.

Наверх