YOUTUBE МОЕГО ДЕТСТВА: ТОП-5 КУЛЬТОВЫХ ПЕРЕДАЧ НА РОССИЙСКОМ ТВ ДЕВЯНОСТЫХ

Люди, живущие в российской действительности, сегодня всё больше испытывают эстетическую ностальгию по девяностым. Это заметно по гардеробу молодого поколения, регулярно всплывающим в ленте рекламам вечеринок с песнями “Руки Вверх”, неону на вешалках отделов масс-маркет брендов. А что насчет телевидения? Сильно ли оно отличалось от того, что мы видим на экранах сейчас? Журнал МОСТ рассмотрел пять культовых передач девяностых и ответил на эти вопросы.


“Зов джунглей” (1993 – 1995, ОРТ)

Детские передачи. Да, их в 90-е было много, и они были действительно способны завладеть вниманием представителя подрастающего поколения. Ярким примером является “Зов джунглей”, программа, выходившая с 22 мая 1993 по 25 марта 1995 на ОРТ. Передача представляла телеигру в формате эстафеты с двумя конкурирующими командами, состоящими из школьников начальных классов – “хищниками” и “травоядными”. Когда в конкретном конкурсе побеждали “травоядные”, им кидали бутафорский “банан”, а “ хищникам” — “кость”. В конце игры побеждала та команда, у которой к концу оказывалось в корзине больше бананов или костей. Дети выбирали ту, которая казалась им наиболее ловкой и запоминающейся и болели за неё. Вероятно, сегодняшнему ребенку подобное времяпровождение может показаться весьма незатейливым, однако около двадцати лет назад ко времени начала “Зова джунглей” дворы российских спальных районов мигом становились пусты.


“Моя семья” (1996 – 1997, ОРТ; 1998 – 2003, РТР)

Да, так назывался не только сок (хотя заставка была аналогичной), но и семейное ток-шоу (между прочим, первое на российском телевидении), выходившее по вечерам. В декорациях в духе квартиры начала прошлого века герой или героиня устраивались поудобнее и принимались рассказывать ведущему и зрителям о своих проблемах. Для самых пикантных историй существовала особая рубрика под названием “Человек в маске”, являющаяся второй после логотипа телекомпании ВИД причиной кошмаров юных телезрителей.

“Взгляд” (1987 – 2001, ОРТ)

Передача, сумевшая стать одним из символов перестройки. Молодые и многообещающие ведущие поднимали такие тяжелые и злободневные темы, как война, безработица, нищета, жизнь в тюрьмах, радикальные движения, наркомания, проституция, сиротство. Здесь показывали музыкальные клипы зарубежных рок-исполнителей, благодаря чему передача быстро “заслужила респект” среди тинейджеров, так как способов узнать, кого слушают на Западе, в ту пору было совсем немного.


“Сам себе режиссёр” (1992 – по сей день, РТР)

Аналог американской “AFV” (America’s Funniest Home Videos) и передача, впоследствии получившая прозвище “YouTube моего детства” среди ностальгирующих интернет-пользователей. Здесь демонстрировались присланные преданными зрителями отрывки видеозаписей, которые сопровождались закадровыми комментариями. Как правило, это были юмористические диалоги между действующими лицами ролика или же в случае видео с одним действующим лицом – его предполагаемые мысли. Для сегодняшнего времени такой юмор кажется довольно примитивным. Благодаря использованной в заставке передачи песне, фраза “Я всегда с собой беру видеокамеру” стала крылатой. Программу можно увидеть по сей день, однако большой популярностью она уже не пользуется.

“До 16 и старше” (1993 — 2001, ОРТ)

Программа – инструкция по выживанию в нелегком подростковом мире, выходившая в удобное для большинства школьников послеобеденное время, над созданием которой работали студенты. Нынешний зритель может заметить резкое отличие качества речи среднестатистических подростков тогда и сейчас. Увы, не в пользу вторых. Авторы передачи поднимали злободневные темы — субкультуры, беспризорность, наркомания, взаимоотношения в семье и школе, веяния молодежной культуры. На протяжении долгого времени сохраняла формат журнала, состоящего из нескольких сюжетов.


Finally

Телевизионные программы девяностых заметно отличаются от того, что существует на телеэкранах сегодня. Прежде всего, было меньше цензуры. Можно было увидеть пародии на политиков (как, например, в сатирической телепрограмме “Куклы”, выходившей с 1994 по 2002 год на канале НТВ) и услышать абсолютно разные точки зрения на происходящее вокруг (как, например, в вышеупомянутом “Взгляде”). На федеральных каналах существовало больше передач, ориентированных на детей и подростков, где можно было наблюдать за спортивными эстафетами или побывать на рок-концерте крутой зарубежной рок-группы в собственной хрущевке, не вставая с дивана.

Однако нынешнему искушенному зрителю идеи и юмор былых ток-шоу и развлекательных программ могут показаться весьма наивными, что связано с распространением Интернета и, как следствие, свободным доступом к любого рода информации, чем двадцать лет назад наши сверстники, увы, похвастаться не могли.

Наверх