25000 МЕТРОВ ТКАНИ И 7 КИЛОМЕТРОВ ВЕРЕВКИ: КАК ХУДОЖНИК ХРИСТО ЯВАШЕВ УПАКОВЫВАЛ ЗДАНИЯ

31 мая 2020 года в Нью-Йорке скончался художник Христо Явашев. Он стал знаменитым вместе со своей женой Жанной-Клод благодаря совместному творчеству — арт-упаковке мостов, зданий, островов. Рассказываем, что общего у этих работ с перформансом и чем примечательно его творчество.



Родился Христо Явашев в 1935 году 13 июня в Габрово, Болгария. Учился в Софийской академии художеств. После окончания академии Христо уехал в Прагу и нелегально пересек австрийскую границу. С 1958 года по 1964 год жил в Париже, где и встретил свою жену Жанну-Клод де Гийебон. В 1964 Христо поселился в Нью-Йорке и через 9 лет получил американское гражданство. 18 ноября 2009 года умерла его жена.


Искусством Христо начал заниматься еще в студенческие годы. Во время летней практики он вместе с командой художников создавал различные камуфляжи вдоль следования железной дороги. Переехав в Америку, художник стал основателем постмодернизма и “гением хэппенинга”.


Творчество Христо можно сравнить со сложным перформансом, который требует длительной подготовки. У любого перформанса имеются время, пространство, художник и зритель, но самое главное — внимание зрителя на процессе создания произведения. Именно процесс одушевляет предмет, вовлекает зрителя стать участником происходящего — а это и важно в творчестве Христо.


Лейтмотив его работ — непостоянство, недолговечность и переменчивость. Земля крутится, время идет, люди приходят и уходят, вещи ломаются и создаются, здания рушатся и отстраиваются — остается лишь память. Идея памяти заложена во многих тканевых полотнах Христо.


Полная свобода исполнения, полет мысли, динамика произведения, отсутствие обладания — все это и порождает творчество художника. Христо позволяет людям взглянуть на обычные вещи с другой стороны, формирует новое сознание.


В 1980-х годах в Южной Флориде, в Майами, в Бискалийском заливе он  задрапировал 11 необитаемых островов. Для этого Христо использовал миллионы километров розовой ткани. “Окруженные острова” совершенно бесполезны, совершенно иррациональны: речь идет о физическом удовольствии, а также о ярости, которую я чувствую как художник, борясь за то, что мне изначально нравится”, — вспоминает Христо. На 10 дней острова превратились в прекрасные цветы.



22 сентября 1985 года в Париже на 14 дней мост Пон-Неф Христо превратил в золотистую громадину посреди реки Сены. Ткань плавно струится вниз, огибая мост. Художник задрапировал даже фонари. Христо Явашев вел переговоры с французским правительством 9 лет для получения разрешения на реализацию этого проекта. Для драпировки потребовалось около 41 000 квадратных метров золотистой ткани и около трехсот рабочих. Пон-Неф собрал вокруг себя более трех миллионов восторженных зрителей.


9 октября 1991 года в Калифорнии и Японии открылась новая туристическая достопримечательность — огромные зонты 6 метров в высоту и около 9 метров в диаметре, весом более 200 килограмм, в количестве 3100 штук. В Калифорнии установили желтые, в Японии — синие зонты. Художник показывал сходства и различия в использовании земли и образе жизни. Жители и туристы проводили пикники и даже играли свадьбы под этими зонтами. 26 октября 1991 года один из зонтов снес сильнейший ветер, в результате этого погибла женщина в Калифорнии. 28 октября Христо принял решение демонтировать зонты — в результате демонтажа погиб житель Японии. На установку зонтов Христо потратил около 26 000 000 долларов. Весь проект он профинансировал самостоятельно.


23 июня 1995 года в Берлине жители города и туристы стали свидетелями необычного зрелища — огромное здание Рейхстага художник задрапировал серебристой тканью. Под ней находился полипропиленовый каркас и угадывались лишь общие очертания здания. На всю задумку потребовалось более 100 000 квадратных метров ткани и около 8 километров синего каната. Между зданием и тканью художник оставил пространство в один метр, благодаря чему любое дуновение ветра приводило здание в движение. По задумке художника упаковка здания проводилась без помощи подъемных кранов, поэтому в создании произведения помогали профессиональные альпинисты. Христо оплачивал все свои проекты самостоятельно, продавая рисунки, чертежи и макеты будущего проекта.


 

Еще до своей смерти Христо Явашев успел сообщить о том, что французское правительство дало разрешение на упаковку Триумфальной арки в Париже. Перфоманс был запланирован с 6 по 19 апреля 2020 года. Для этого художник собирался использовать более 25 000 квадратных метров голубой ткани и около 7000 метров красной веревки. Вероятно, по причине карантина проект перенесли. На данный момент по завещанию Христо проект “Обернутая Триумфальная арка” пройдет в Париже с 18 сентября по 3 октября 2021 года.

 

Из нереализованных проектов Христо Явашева: завернутые деревья в городах, завернутые памятники, проекты с баррелями, обернутые дорожки для прогулок, обернутые мосты, обернутые здания в Нью-Йорке, проекты “Над рекой” и множество проектов для Музея современного искусства.


Каждый свой проект Христо планировал под определенное время года. Все его работы приобретают форму живописи благодаря естественным погодным условиям. Ветер колышет ткань, создает на ней причудливые складки, закатное солнце меняет цвет, в дождь ткань намокает и становится темнее, мрачнее. Проекты Христо — это одновременно и скульптура, и живопись, и архитектура.

 

Отсутствие статичности, осознание краткосрочности и ценности момента — главный посыл Христо. И он его изобразил безупречно четко в своем творчестве.

 


Автор: Юлия Петлякова

Редактор: Владимир Большаков

Наверх