АД, СТРАХ И НОВОГОДНЕЕ ШОУ С ПАТТИ СМИТ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ АННЕ ИМХОФ

Посетители чикагского музея и института Art Institute заявили, что “никогда прежде не видели ничего подобного”  —  такова была их реакция на одну из выставок Анне Имхоф в 2019 году. Ее перформансы совмещают в себе изображение конкретных образов, связанных с актуальными вопросами современности, и классику немецкого и мирового искусства. В 2017 году на Венецианской биеннале работа Имхоф “Фауст” получила Золотого льва (главный приз Венецианской биеннале), а ролики-презентации для своих коллекций у нее заказывают Burberry и Balenciaga. Чем еще примечательна Анне Имхоф — в нашем материале.

 

 

Анне Имхоф    современная немецкая художница, которая работает в жанре на стыке перфоманса и театра. Сама она нарекает свои работы “piece” (англ. “пьеса”), что отсылает скорее к классическому жанру зрелищных искусств, чем к современной эклектике. Работы Анне нельзя назвать перформансом, поскольку зритель практически не участвует в происходящем, часто понимая действие не только через призму своего восприятия, но и через камеру телефона, как того просит сама художница. Отчужденность проявляется в лицах перформеров, в восприятии зрителя, в какой-то степени и в самой Имхоф, которая также диктует порядок действий команде через телефон.

 

Все это иллюстрация борьбы. Человек будто бы становится восковой фигуркой, молча наблюдая, как давящее пространство захватывает все больше места, но “resistance” (англ. “сопротивление”, “борьба” это ответ самой Имхоф на вопрос о том, что сейчас самое главное для всех нас) постепенно берет свое. Перформеры исполняют оперу лежа под стеклом, борются друг с другом, танцуют, маршируют с флагами, шагают вперед, не оглядываясь. Музыку для перформансов создают Имхоф, член команды Элайза Дуглас и Билли Балтил. Мария Харитонова в статье о перформансе Анне “Фауст” пишет: “Музыкальные композиции не только по форме отсылают к классическим музыкальным жанрам (увертюре, арии, интерлюдии,маршу), но и по самому типу мелодико-гармонической ткани дают аллюзии на музыку XVII-XVIII веков”. Немецкий художник Герхард Рихтер утверждал, что мы утратили “божественное” в современном искусстве. В подражании классической музыке у Имхоф, которая вплетает в общую канву традиционные для немецкой культуры мотивы, можно углядеть призыв бороться против установок современности, в которых застрял человек настоящего.

 

Фауст


“Фауст”    самый популярный перфоманс Анне Имхоф по запросам на Youtube. На него можно посмотреть c разных ракурсов: от официального видео до бесконечных вариантов от зрителей, снимавших происходящее на телефон. Вероятно, ни один из этих ракурсов не будет полностью верным.

 

В статье об Имхоф Саша Бурханова-Хабадзе пишет, что на перфомансе ей хотелось плакать. Атмосфера в павильоне царила гнетущая, на видео это настроение также читается. Человек чувствует себя некомфортно в вакууме из архетипических мотивов, сводящихся к понятию “силы”. Фауст    это не только произведение Гете. В переводе с немецкого это слово значит “кулак”, и в перформансе собраны все семантические варианты, в первую очередь изображение борьбы, солидарности, агрессии. Инфернальность происходящего также воплощается и в самом устройстве пространства. Здесь можно найти отсылки к различному восприятию ада в культурах. Это и доберманы, выполняющие роль греческого Цербера, и стеклянные взгляды перформеров, делающие их похожими на души, застрявшие на асфоделовых полях. С “Божественной комедией” Данте “Фауста” роднит количество уровней пространства. Имхоф организовывает помещение подобно тому, как это сделал Данте с девятью кругами ада, и делит его на “за стеклом”, “под стеклом”, “на” и “над” стеклом. Музыкальные композиции Faust’s Last Song, Blue Escape и вторая часть Faust’s Last Song наполнены криками страдающих. Экран телефона тоже вносит свои коррективы, смещая фокус в пространство 2D.

 

Страх

 

Angst” Анне Имхоф состоит из трех частей, показанных в разных галереях. Как и сопротивление в ”Фаусте”, страх здесь выражается всеми и всюду. Можно предположить, что перформанс “Страх” предшествует “Сопротивлению” (работа “Angst” представлена годом ранее) и является следствием окрепшего перед государственной машиной духа. Атмосфера перфоманса отсылает к оруэлловским мотивам. Танцоры не могут представить общей картины и с трудом видят друг друга из-за клубящегося вокруг дыма, пока вокруг них летает дрон символ вездесущего Большого Брата в наши дни. За действиями танцоров следит еще и орел, хищная птица, внимательно выискивающая добычу. 

 

Однако страх может быть и не глобальным, но все также всеобъемлющим. Он в хождении по краю, в безграничном доверии себя другому человеку (в моменте, когда один перформер падает на спину другого, не оборачиваясь), в ответственности за другого и бессилии, за которым следует возрождение.

 

Фото: paris-la.com

 

Новогоднее шоу совместно с Патти Смит

 

В ночь на 1 января 2021 года на площади Пикадилли (Лондон) прошла трансляция специального новогоднего мероприятия с участием Анне Имхоф и Патти Смит. Показанная работа “One зарисовка вынужденного солипсизма в эпоху пандемии. В своем Инстаграме под фото анонса Анне Имхоф пишет, что “One” была выполнена “совместно нами всеми”. В этом перфомансе Элайза Дуглас стоит на берегу моря у самой кромки воды, а само пространство кажется бесконечным. В руке она держит плеть и готовится нанести морю удар так некогда пытался бороться с Посейдоном римский император Калигула. Удар за ударом, но море, конечно, никак не реагирует на эти посягательства.

 

Здесь метафора выглядит очевидной 2020 год со всеми катастрофами и необратимыми последствиями и есть то самое бушующее море, с которым, подобно Калигуле, пытался справиться каждый из нас. Крупным планом показывается спина Элайзы, после этого свет гаснет, и мы оказываемся уже внутри некого здания, где она стоит с двумя горящими букетами роз. В исполняемой песне звучит фраза: “Действительно, мы живем в темное время”.

 

Более оптимистичную ноту берет Патти Смит, начиная с поздравлений на разных языках и пожеланиями на будущий год. После этого Патти исполняет несколько песен, которые посвящены главным героям уходящего года врачам, погибшим в борьбе с COVID-19.

 

В Инстаграме Анне Имхоф не так много публикаций, нет и большого количества фото и видео с бэкстейджа. Художница выкладывает анонсы, фото и картины своей музы и члена команды Элайзы Дуглас, а также общие снимки всем составом. Она называет свой коллектив “семьей”, подчеркивая близкую связь между ними.

 

Первая публикация в Инстаграме Анне отрывок из интервью итальянскому изданию, который вырван из контекста, но тем не менее, в нем можно углядеть отрицание элитарности современного искусства. После представления “Секса” чикагской публике Имхоф сказала: “Я не хочу проецировать людям конкретный опыт, мне важно, чтобы после посещения музея гости унесли с собой собственные визуальные воспоминания и яркие моменты”.


Автор: Алина Вознюк

Редактор: Кристина Ренжина

Обложка: flash—art.com

Наверх