AMERICAN DREAM: КАК ПРОДАТЬ СЦЕНАРИЙ ГОЛЛИВУДУ

Как писать сценарии для Голливуда? Этот вопрос чаще всего задают юные сценаристы наравне с другим популярным вопросом: «Я написал первый параграф первого в жизни сценария, подскажите, как его продать, а лучше дайте телефон Спилберга и сразу мобильный, чтобы я ему напрямую позвонил». Но как сделать так, чтобы Спилберг взял трубку? Разбираемся в новом материале.


Для Голливуда мечтает писать каждый. И в крупные продюсерские компании не пробиться в основном по этой причине — их почту заваливают миллионами сценариев. Поэтому в Америке придумали хитрый барьер — сценарные агентства, которые являются связующим звеном между сценаристами, продюсерами и режиссерами. Незнакомцу с порога нельзя прийти и сказать: «Здравствуйте, я готов стать сценаристом, купите меня». Это начинающие сценаристы, не понимающие сложности выбранной ими профессии. Люди, которые уже знакомы со сценарным рынком, понимают, насколько сложно даже просто продать сценарий, не говоря уже о продажах за рубеж, и смотрят на жизнь более реально.

Но если есть запал в сочетании с трезвым взглядом на свои возможности, то попробовать всё же стоит. Сценаристам, которые имеют амбиции работать с иностранными продюсерскими компаниями, стоит задать себе конкретные вопросы и дать на них максимально честные ответы. К примеру: если сценарист не знает, насколько коммерчески состоятелен продукт, который он предлагает, если у него нет ни одного успешного проекта в России, почему в другой стране должно что-то получиться? Условия рынка в США более жесткие. Американцы привыкли работать на результат. Это страна перфекционистов. Необходимо быть готовым к творческой гонке, которая имеет более жесткие условия для её участников, нежели чем в России.

Прежде необходимо поставить цель и сделать это грамотно. Не «как продать сценарий в Голливуд», а «как писать сценарии для Голливуда». В первом случае формулировка вопроса показывает человека, который ждёт подарков судьбы. Во втором — того, кто ищет выход на новую ступень мастерства в своей профессии. Не ищет одномоментной славы, а трудится, чтобы развиваться и идти дальше.

Готов ли сценарист полноценно работать на английском языке? Если он в школе получал тройки по иностранному языку, если он не способен посмотреть даже молодежную комедию — о чём может быть речь? Если сценарист уверен в гениальность сценария на 130 процентов, он может прибегнуть к помощи переводчиков. Но как он потом планирует общаться с продюсерами? Чтобы подкрепить свою уверенность, стоит попробовать для начала продать сценарий российской кинокомпании. E-mail доступен любому в Интернете. Если по ответному письму сценарист поймет, что кинокомпания серьёзно заинтересована в съемках фильма по его сценарию и готова заключить с ним договор, ему следует перевести и продать этот сценарий в Голливуд.

Что касается перевода, то многие советуют переводить самостоятельно, а ещё лучше — сразу писать на английском. Только сценарист понимает, что он хочет сказать зрителю. Начинать надо с малого — учить язык. Хотя бы для того, чтобы договориться с агентом или с представителями кинокомпаний. Есть огромное количество сценаристов из Америки и других стран, которые присылают достойные сценарии — и их не берут. А они прекрасно знают английский.

Язык — основа для профессий, где работают с помощью слова. Сценарист или писатель, журналист, копирайтер, поэт — это те, для кого язык имеет первоочередное значение. Словарный запас, грамотность, слог. Даже если к сценаристу меньше требований, чем к писателю, всё равно язык играет огромную роль. Начать учить язык сценаристу следует сегодня, для того, чтобы через десять лет, вероятно, получить первый Оскар. Читать сценарии, смотреть фильмы на английском. Для начала отлично подходят мультфильмы Диснея. Их легко досмотреть до конца, даже если не всё понятно.

Далее сценаристу нужно найти организацию или биржу сценариев, где можно получить первый заказ. Не стоит выполнять бесплатные заказы. Миф о голодном художнике давно в прошлом. Зарабатывать с помощью творчества реально, если упорно работать. Если человек предлагает написать сценарий бесплатно — это условный “ноль на нуле”. Даже доллар за сценарий поможет. Это важно для мотивации и для портфолио в том числе.

Если есть портфолио на русском языке, не стоит переводить его на английский. Ведь российские сериалы почти не понятны американскому продюсеру. Даже сериалы по франшизе переписываются под российский сегмент. Гениальные шутки и диалоги в глазах американца выглядят, как минимум, нелепо. Придется создавать своё портфолио заново на англоязычном рынке. Если у сценариста совсем не получается найти первый проект в Америке, можно обратиться к индийскому рынку — там более лояльны к качеству английского языка и к сценаристам других национальностей. Главное — писать на английском.

После выполнения первого заказа сценаристу лучше не расслабляться. Каждый следующий заказ должен быть крупнее. Сценаристу важно на этом этапе найти студии, которые не так недоступны для сценаристов, как Paramount или Монолит. Главное — чтобы сценарист получил в работу полный метр на английском языке. Идти в студию лучше с тремя-четырьмя проектами в портфолио и синопсисом. Придумать идею — обязанность сценариста. Сценаристу никто не скажет: «Замечательно, что вы написали, мы как раз только вас и ждали». Сразу — с идеями и синопсисами, рассчитанными на американского зрителя. Если синопсис понравится продюсерам, скорее всего, вы подпишете контракт. Можете обратиться с этим вопросом к международному юристу, но, если ваш английский на должном уровне, достаточно просто внимательно ознакомиться с пунктами договора. Все американские контракты не так сложны в понимании, нет тяжеловесного бюрократического языка, который встречается в российских договорах. Вопрос оплаты решается в индивидуальном порядке.

Потом, когда сценарист сделает несколько проектов, когда он поймет, что на этом рынке востребован, что нужен американскому зрителю, можно начать копить деньги на сценарного агента и писать сценарий, который, возможно, заинтересует кого-то из американских продюсеров. Сценарный агент занимается продвижением вашего уже готового сценария. Крупное агентство может снять трейлер, чтобы показать на питчинге — презентации сценария продюсерам. Сценарному агенту необходимо заплатить за продвижение сценария. По российским меркам — крупная сумма, равная стоимости квартиры. Американцев отличает жесткий коммерческий подход, даже в сфере творчества.


Автор: Екатерина Гейзерих

Наверх