ОТ ПЕРВОБЫТНЫХ ТАНЦЕВ ДО ДЖЕФФА КУНСА: ЧТО ОТЛИЧАЕТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ОТ КЛАССИЧЕСКОГО?

До сих пор не знаете, чем отличается искусство Возрождения от искусства Просвещения? Постоянно забываете об особенностях modern art и contemporary art? Мы создали для вас краткий путеводитель по истории искусства от наскальной живописи до современного искусства.

 

Казалось бы, каждый видит явное отличие современного искусства от искусства прошлых столетий. Зачастую современное искусство обвиняют в отсутствии эстетизма, художников сегодняшнего времени — в непрофессионализме, а сферу культуры в целом представляют как находящуюся в кризисном положении. Но так ли это? Может быть, это очередная фаза эволюции в творчестве и интерпретации мира?

Начиналось все с наскальной живописи, первобытных танцев, украшений в древнем каменном веке. Здесь все очень просто и понятно. Большинство творений связаны с ритуалами, обрядами, верованиями. Даже небольшая часть сохранившегося дает возможность прикоснуться к древности, окунуться в культуру истоков.

Последовавшее за ней искусство античности оказало огромное влияние на различные эпохи. Первыми появляются шедевры Микенской и Минойской культуры, а именно расписная керамика, возникшая еще в VI в. до н.э. Морские, флоральные мотивы росписей отображали тот мир, в котором жили мастера, мир, где человек является частью природы.

Греческая культура, пришедшая на смену Микенскому или Минойскому периоду, существовала под эгидой триады “красота-истина-благо”, была наполнена философией и мудростью. “Прекрасное” заключалось в математической гармонии, богатом содержании и истинности. Теперь искусство обратило внимание на человека. Например, все скульптуры, изображающие мифологических персонажей, богов, отныне созданы по образу человека. Прекрасным называется то, что приятно для взора и слуха. При этом художники подражают природе, пытаясь найти идеальные формы. Мастер возводит себя в статус творца. Религиозное мышление тем временем никуда не уходит и остается важным компонентом мироощущения.

Средневековье сакральное время в искусстве. Здесь оно выступает в качестве “визуализатора” Священного Писания. Иконопись делает Писание более доступным, так как язык живописи понятнее, нежели язык словесный. Через икону Бог соприкасается с верующими. Архитектура Средневековья также возвеличивает Бога: готические храмы стремятся к небу, монастыри и соборы романского стиля подчеркивают роль церкви в жизни человека. Важная черта искусства Средневековья символизм. Искусство наполнено скрытыми смыслами, знаками, образами. Личность автора становится не так важна, она выступает транслятором, а икона окном, через которое каждый может приблизиться к Богу.

Эпоха Возрождения тоже апеллирует к связи между божественным и человеческим, но отдает главную роль человеку. Отвергаются авторитеты, в том числе философские. Пробуждается интерес к науке и искусству. Художник теперь универсальный человек, сотворец. Происходит реабилитация сферы чувственного. Искусство Возрождения просвещает темное Средневековье. Отстаивается право на художественный вымысел. Художники создают нечто совсем иное в своем творчестве: появляется перспектива, объем, многообразие красок, реабилитируется внешняя, телесная красота. Возрождение есть эпоха возвращения к античности и эпоха ее усовершенствования в эмоциональном и чувственном плане.

Эпоха Просвещения еще более глубокое понимание античной классики. Если Возрождение эмоциональность, то  Просвещение рациональность. Мир меняется, появляются все новые научные открытия. Но искусство остается одним из ключей к пониманию, изменению мира. В это время возникает художественная инфраструктура: первые художественные музеи нового типа в Лондоне (1753) и Париже (1793), академии художеств и журналы об искусстве. Поднимаются проблемы вкуса, развивается художественная критика. Постулируется факт необходимого включения художника в процесс общественной жизни. «Искусство это не просто подражание и выражение чувств, это продолжение жизни и сфера свободного самопознания духа». Подлинное произведение искусства возможно только при глубоком погружении в него. Так эпоха Просвещения торжеством разума ознаменовывает переход классического искусства к новой фазе развития.

Не-классическое искусство начинается с Прерафаэлитов (1848-1853), которые выступали против академизма и всех прежних устоев классики. Мастера использовали манеру художников Раннего Возрождения, считая, что искусство этого времени наполнено истинной красотой и лишено излишней метафоричности. К Прерафаэлитам относились как к революционному движению, но позже они все-таки были признаны. К середине XX века интерес к их творчеству снова угас.

В конце XIX века появляется новое направление в искусстве импрессионизм, и он еще строже закрепляет переход искусства на новый этап. Термин «импрессионизм» берет за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Импрессионизм характеризуется особым восприятием действительности, главная задача которого запечатление изменчивого реального мира, передача впечатления, а не умозрительного образа.  Новое направление это идеал мимолетности, чувствования, легкости восприятия.

На полотнах Клода Моне, Ренуара, Дега и других импрессионистов зритель видит жизнь в чувственной форме, близкой к границе субъективности, но не переступающей ее. Размытость, шаткость изображения и особенности композиции побуждают фантазию создавать образы, знакомые каждому те впечатления, которые не могут четко закрепиться в памяти, но которые дают возможность познавать мир. Кроме того, импрессионизм стремится избавить познание от дробности, позволяя взглянуть на мир в его целостности и единстве всех частей здесь и сейчас. Так импрессионизм положил начало первого периода современного искусства, а именно Modern art.

Архитектура модерна отличается новыми формами, отказом от прямых линий и углов, поиском новых нестандартных материалов (металл, стекло). На живопись и скульптуру большое влияние оказал символизм. И здесь зритель может увидеть прямую связь между современным искусством и искусством Средних веков. Кубисты, дадаисты, футуристы используют аллегорию и двусмысленность подобно тому, как иконопись использует символы и образы.  Модернизм тем самым подтверждает теорию о цикличности в развитии искусства. Наиболее чувственной к повторам оказалась авангардная музыка. Современность пересмотрела свое отношение к тембру, ритму, тону.

Современное искусство стало концептуальным, произошло ослабление эстетики. Здесь зритель видит тенденцию сближения идей современного искусства с некоторыми идеями эпохи Просвещения, относительной интеллектуализации искусства.

Во второй половине XX века наступает второй период современного искусства, а именно contemporary art. Оно сформировалось как поиск альтернатив модернизму. Это выразилось в форме новых материалов, образов, изменений в способах творчества. Заметно усилилась социальная направленность в искусстве. Искусство не просто подражает миру, оно формирует другую реальность, в которой отражается мир действительный. Появляются новые жанры: перформансы, хеппенинги, лэнд-арт, digital… Искусство перестает быть прерогативой музеев и галерей. Оно выходит на улицы, внедряется в общественное пространство, разрушает преграды между идеей и сознанием человека. Современное искусство говорит со зрителем, открывает новые смыслы.

Характерные отличия современного искусства (от искусства классического):

концептуальность, прямая связь с философией и идеологией;

– открытость субъективным смыслам, выстраивание коммуникации со зрителем путем вовлечения его в арт-процесс (акционизм, перформанс, инсталляция);

– разрушение классического позитивного представления о прекрасном, возвышенном, гармоничном; современность называет прекрасным то, что раньше было табуировано, пугало и отталкивало;

– интерпретация классических образов посредством отказа от классических ценностей;

– две крайности: значимость личности автора или его полная анонимность;

– вариативность образов, материалов, проблематик.

Современное искусство много принципов заимствовало из классики. Существуют разные точки зрения относительно его развития. Но так или иначе, переход от классики к современности оказался весьма значительным фактом в истории. Тот или иной поворот в развитии искусства есть результат изменений в мироощущении человека, вызванный, в свою очередь, теми или иными преобразованиями в культуре и жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Наверх