“ТРЕБУЙТЕ ВО ВСЕХ МАГАЗИНАХ”: ПЛАКАТНОЕ ИСКУССТВО В СССР

Многие привыкли относиться к старым советским плакатам, как к средству агитации и пропаганды. Но была ли это единственная цель их создания? Разбираемся в истории плакатного искусства.


Огромное количество баннеров, афиш и рекламных плакатов самых разных размеров, форматов, уже давно не в новинку современному человеку. От количества и качества рекламы люди уже перестали находиться под её воздействием и лишь бросают “дежурный” взгляд и проходят мимо. Реклама продуктов питания и одежды, социальные плакаты о вреде курения и использования мобильного телефона во время вождения, агитационные предвыборные плакаты с ярким лозунгом партии или лицом депутата. Всё это превратилось в своего рода «кашу» из ненужной информации.

На сегодня плакаты утратили свою первоначальную суть, в то время как в Советском Союзе они являлись яркими, красочными, лаконичными и художественными средствами рекламы, агитации и пропаганды, побуждающие к действию и воздействующие на сознание советского народа.

Так что же послужило такому резкому переходу: от художественных советских плакатов к современной рекламе?

Начиная с 90-х годов прошлого века вместе с развалом Советского Союза на рынок страны хлынуло большое количество дефицитных продуктов и вещей. С приходом “демократии” пришла и свобода. Поступление на рынок импорта в таком количестве означало резкое увеличение количества рекламы. И советские агитационные плакаты канули в лету.

Сила СССР как государства зиждилась на непрерывной популяризации коммунистического строя. Наравне с газетами и радио советский плакат агитировал за коммунизм.

Первые плакаты появились ещё в период Гражданской войны. Они часто заменяли газеты, имели относительно небольшие размеры и всего один-два цвета, ведь художники работали в период дефицита карандашей и красок. Этот “мобильный” вид искусства быстро закрепил свои позиции в СССР. Самый известный художник плакатного искусства Дмитрий Стахиевич Орлов работал под псевдонимом Дмитрий Моор. Он говорил: «Плакат – это разящий удар, направленный на голову классового врага, это – возбудитель активности масс, и ему должно быть оказано надлежащее внимание».

Его плакат «А ты записался добровольцем?» суть классический пример исключительно идейно-художественной мысли. В лице красноармейца олицетворен весь пролетариат. Завод является символом труда, рожденного революцией, в то время как чёрный дым за ним — опасность. Политическая страстность, решительность, воля и выразительность — об этом работа художника. Впоследствии Дмитрий Моор повторит плакат, но уже с новым призывом: «Ты чем помог фронту?», но останется незамеченным.

Плакат «Родина-Мать зовет!» грузинского советского живописца и графика Ираклия Моисеевича Тоидзе появился всего спустя неделю после начала войны, издавался миллионными тиражами и был переведен на все языки народов СССР. Плакат имеет большую психологическую и патриотическую подоплёку – символичность в лице взволнованной, но такой сильной русской женщины, в её динамичном призывающем жесте. Плакат отвечает мыслям и переживаниям людей во время войны.

Владимира Маяковского по праву можно назвать первым «копирайтером». Он автор огромного количества коммерческих и социально-политических плакатов. Работая в «Окнах РОСТА» в плакатном отделе, его главной задачей стало наглядно и остроумно высмеять врагов, поддержать советскую власть. Плакатам Маяковского присущ схематизм и символизм, тесно связанный с его стихами. Первые плакаты известного поэта рисовались вручную, а затем уже создавались с помощью трафаретов.

Сатирические плакаты часто делал творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев – Кукрыниксы. Это союз трёх художников — Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Известный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» броско отражает противостояние героя-солдата и шаржированного Гитлера.

Рекламные плакаты пользовались популярностью в 30-60 годах. Яркие изображения сопровождались такими, например, лозунгами: «Этой марки тарталетки любят взрослые и детки». Очень часто встречалась приписка: «Требуйте во всех магазинах». Рекламировали всё, начиная от пищевых товаров, заканчивая карандашами и лезвиями для бритв.

Мысль о советском рекламном плакате как нельзя лучше высказал Анастас Микоян: «Задача советского рекламного плаката в том, чтобы дать людям точную информацию о товарах, находящихся в продаже, помочь им сформулировать новые требования, привить новые вкусы и запросы, стимулировать продажи новых видов товаров и объяснить способы их использования потребителю».

Советский плакат настоящий дух времени. Это наглядное изображение жизни XX века. Его массовость, доступность зрителям, лаконичность, красочность, простота и выразительность прочно заняли своё место в жизни советского народа. Плакаты наглядно демонстрировали, чем жили люди той эпохи: кого славили, с кем воевали и как подавляли врага, как демонстрировали успехи и богатства Родины, как рекламировали товары собственного производства, пропагандировали здоровый образ жизни, устанавливали рамки поведения на работе и вне, демонстрировали идеалы, как отзывались на все события в мире. Советский плакат служил идейным вдохновителем и являлся нравственным ориентиром для всей страны.


Автор: Руся Голубенцева

Наверх