ТОЛЬКО НЕ ГОВОРИ “МАКБЕТ”: ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ

Кто-то может подумать, что самая суеверная профессия на свете – это космонавт (со своими веточками полыни), кто то – что пожарный. А некоторые и вовсе скажут, что суеверия – это абсурд, и следовать им абсолютно бессмысленно и неразумно. Но есть на свете люди, которые верят, что выполнение особых ритуалов обязательно принесет им удачу. Одни из них – работники театра. 

 

Чтобы лучше представить “суеверную" атмосферу, царящую в стенах театра, необходимо совершить небольшое путешествие по его интерьерам.

№1 Свистеть не положено!

Представьте, что весело насвистывая, зритель с уверенностью переступает порог театра, но на него тут же смотрят укоризненным взглядом. Все потому, что в доме искусства нельзя свистеть. Свист в театральных стенах приносит несчастье. Разрешается это действие исключительно во время спектакля, да и то только если положено по сценарию.

№2 Левой!

Пройдя немного дальше, перед зрителем откроется дверь “раздевалки”, но переступать ее порог можно только лишь с левой ноги. На дверях гримерок нет картинок, плакатов или постеров. Вешать их туда не положено. А также нигде не увидить гримерной номер  13, так как он считается несчастливым числом. В самом помещении, где актеры готовятся к спектаклю, тоже царят особые правила. Личное мыло нельзя отдавать коллегам, даже на время, его же нельзя и выносить за пределы грим-уборной. С опаской относятся и к одежде: ее нельзя надевать задом наперед и шиворот-навыворот.

№3 На лежачего сесть!

Когда зритель дойдет, наконец, до сцены, то увидит, как репетируют артисты. Нечаянно один из них роняет свой сценарий и совершает странный жест – тут же вскакивает и садится на него. Это одна из самых важнейших театральных примет, поступиться которой не может ни один актер. Считается, что роль или даже весь спектакль может провалиться, если человек претерпевает такой конфуз. После того, как на сценарии посидят, его нужно обязательно взять в руки и с ним же встать. Проделать этот ритуал нужно вне зависимости от того места, где и куда упала заветная рукопись. Также на сцену нельзя приносить живые цветы. Это вестник неудач и провалов. В декорациях и реквизите могут использоваться только искусственные бутоны.

№4 Водку всем, кроме покойника!

Очень неохотно актёры театра соглашаются на роли со смертельным исходом, или так называемые роли «на костылях». Играя на сцене, артист проживает судьбу своего героя, и иногда она может повториться и в жизни. Чтобы несчастья «сценической судьбы» не повторились наяву, актеры стремятся обезопасить себя. Например, если в спектакле присутствует сцена с траурной процессией, в изголовье гроба, под подушку, кладут бутылку с водкой. После окончания спектакля, водку должны выпить все коллеги, игравшие с «усопшим» на сцене. Они выпивают её в присутствии актера, но ему пить напиток ни в коем случае нельзя. После этого артисту более ничего не угрожает в реальной жизни, а ритуал считается завершенным.

№5 Покупайте очищенные семечки

Если во время этого маленького путешествия зритель увлеченно поедал семечки, то работники театра не предложат ему добавки.  И совсем не потому, что от семечек много шелухи и они оставляют мусор. Просто существует поверье, что можно «прощелкать» всю выручку от билетных сборов.

№6 А что в конце, узнаем только на спектакле

Самая приятная и почетная примета именно для зрителя связана со сценарием. На репетициях запрещено произносить последнюю реплику пьесы. Услышать ее впервые дозволено только на премьере зрителям.

№7 Где угодно, только не за кулисами!

Помимо всего перечисленного, в театре могут встретиться множество интересных примет. Одна из них – запрет на произнесение «Макбета» за кулисами. Несчастье бедной пьесы Шекспира состоит в том, что театр, в котором было произнесено роковое слово, может претерпеть крах. Но данное суеверие вполне объяснимо. «Макбет» – одна из самых популярных и распространенных пьес во всем мире. Театры ставят её, чтобы привлечь зрителей и собрать кассу. Поэтому произнесение «Макбета» за кулисами означает, что в доме искусства настали не лучшие времена.

Театр – это маленькая страна? Театр – это целая вселенная, со своими планетами, обитателями, а, следовательно, и со своей мистикой и суевериями. Поэтому остается лишь надеяться и верить, что эти приметы действительно хранят актеров и оберегают закулисье от бед и неудач.

Наверх