БАРВИХА, ФРАКТАЛЬНОСТЬ И ЗАХА ХАДИД: ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ

Деконструктивизм — один из революционных и влиятельных стилей в современной архитектуре, возникший под влиянием идей французского философа-постмодерниста Жака Деррида. Без него сегодня невозможно понять современную архитектуру. О принципах и теоретических основах направления, их критике и главных представителях архитектурного деконструктивизма — в нашем новом материале.

 

Деконструкция — термин, первоначально возникший в философии и литературоведении в 1960-х годах благодаря французскому философу Жаку Деррида. Он обозначает метод анализа текстов, базирующийся на идее о том, что язык по своей природе изменчив, и поэтому определять смысл написанного должен скорее читатель, чем автор. Задачей деконструкции является анализ составных частей целого, позволяющий выявлять внутренние противоречия между смыслом, заключенным в текст, и текстом как формой его выражения. Принципиальными качествами текста становятся многозначность и неопределенность.

В сфере архитектуры идеи деконструктивизма оказались востребованы к 1980-м годам. Архитекторы-деконструктивисты стали мысленно разбирать существующие конструкции и создавать из их частей невиданные прежде сочетания элементов, в том числе бросая вызов модернистской архитектуре. Цель деконструкции состоит в разбиении формы на отдельные части, в уничтожении связей, симметрии и согласованности. Помимо нового литературоведческого и философского подхода источником вдохновения для архитекторов послужили работы конструктивистов и новые научные открытия. Понятия фрактальности, эмерджентности, самоорганизации и самоподобия, а также теория сложности вошли в архитектурный словарь.

Ломаные линии, визуальный беспорядок, смещение частей, асимметрия, искажение и деформация привычных форм составили список стилистических приемов деконструктивистов. При проектировании архитекторы используют компьютерное моделирование, при строительстве отдают предпочтение высокотехнологичным материалам.

Наиболее последовательно деконструктивизм подверг критике математик и теоретик архитектуры Никос Салингарос. По мнению ученого, научная терминология употребляется деконструктивистами поверхностно и даже ошибочно. Одно из основных заблуждений, согласно Салингаросу, касается представления о том, что сумма частей больше целостного объекта. Это противоречит принятому научному подходу, базирующемуся на противоположном основании. Кроме того, архитектура деконструктивизма искажает механизмы человеческого восприятия, вызывая физическое беспокойство и дискомфорт, так как транслирует образы разрушенного мира. Салигарос утверждает, что деконструктивистская архитектура враждебна городской среде, поскольку не стремится к ней адаптироваться.

Фото: 3.bp.blogspot.com

Лица деконструктивизма

В 1988 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке была проведена выставка «Архитектура деконструктивизма», организованная Филипом Джонсоном и Марком Вигли. На ней были представлены проекты Питера Айзенмана, Фрэнка Гери, Захи Хадид, Рема Колхаса, Даниэля Либескинда, Бернарда Чуми — одних из самых влиятельных архитекторов конца ХХ века и наших дней.

Питер Айзенман (р. 1932) — американский архитектор, профессор Принстонского университета и один из основоположников архитектурного деконструктивизма. Айзенман занимался литературной и теоретической деятельностью не меньше, чем проектированием. В 1985 году архитектор совместно с Жаком Деррида представил конкурсный проект парка Ла-Вилетт в Париже. Не одержав победы, соавторы опубликовали книгу, включающую в себя проект и сопроводительные материалы: теоретические эссе, переписку, расшифровки устных обсуждений. Самым известным объектом архитектора стал мемориал жертвам Холокоста (2005) в Берлине. В 2019 году по проекту Айзенмана в Милане был построен змеевидный многоквартирный дом Residenze Carlo Erba.

Фрэнк Гери (р. 1929) — американский архитектор канадского происхождения, дизайнер мебели, лауреат престижной архитектурной Притцкеровской премии 1989 года. Гери — автор культового для деконструктивизма здания Музея Гуггенхайма в Бильбао (1997) и широко известного пражского «Танцующего дома» (1996). В отличие от коллег он не прибегает к методу компьютерного моделирования зданий. Объекты Гери попадают в списки самых странных, необычных, уродливых и даже сексуальных сооружений. Деятельность архитектора не ограничивается проектированием. Гери создал коллекцию ювелирных украшений для Tiffany, шляпу для Леди Гаги и дизайн бутылки для водки Wyborowa Exquisite. В 2020 году был открыт построенный по проекту архитектора Мемориал Дуайта Эйзенхауэра в Вашингтоне.

Даниэль Либескинд (р. 1946) — американский архитектор польского происхождения, теоретик архитектуры и преподаватель, ученик Питера Айзенмана. Получил мировое признание благодаря строительству Еврейского музея (2001) в Берлине и победе в конкурсе на проектирование генерального плана нового комплекса Центра международной торговли в Нью-Йорке (2003). География и типология зданий архитектора широка. Музеи, жилые комплексы, университетские здания, мемориальную архитектуру авторства Либескинда можно встретить в США, Бразилии, Германии, Италии, Великобритании и на родине архитектора.

Рем Колхас (р. 1944) — голландский архитектор и урбанист, профессор архитектуры в Высшей школе дизайна Гарвардского университета. Колхас является лауреатом Притцкеровской премии 2000 года и обладателем «Золотого льва» (2010) Венецианской биеннале за вклад в архитектуру. К одним из наиболее ярких реализованных проектов архитектора можно отнести Комплекс Центрального китайского телевидения CCTV (2012) в Пекине. С Россией Колхаса связывает сразу несколько проектов. Он занимался реконструкцией музея современного искусства «Гараж» в Парке Горького, участвовал в образовательных программах института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», консультировал проект реконструкции Главного Штаба для Эрмитажа. В течение 2019-2020 годов по проектам Колхаса были построены штаб-квартира компании Tencent в Пекине, здание издательского дома Axel Springer в Берлине, центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе.

Заха Хадид (1950-2016) — ирако-британский архитектор и дизайнер арабского происхождения, первая женщина-лауреат Притцкеровской премии 2004 года. Проработав полгода в мастерской OMA Рема Колхаса, Хадид продолжила свой профессиональный путь самостоятельно. Источником вдохновения для ее творчества стал русский авангард, работы Казимира Малевича. С первым реализованным проектом — пожарной станцией Vitra (1993) в Вайль-на-Рейне в Германии, Хадид заявила о себе всему миру. После появились уже хрестоматийные объекты: Национальный музей искусств XXI века (2010) в Риме, олимпийский Центр водных видов спорта (2011) в Лондоне, Центр Гейдара Алиева (2012) в Баку. В России по проекту Хадид построены бизнес-центр Dominion Tower (2015) и частный особняк Capital Hill Residence (2018) Владислава Доронина в Барвихе. По проектам архитектора в 2019 году было построено несколько объектов в Китае: пекинский аэропорт, Международный центр культуры и искусства «Мэйсиху», Башня Leeza SOHO в Пекине.

Деконструктивизм сегодня сохраняет свои позиции среди актуальных направлений современной архитектуры. Его преподают в учебных заведениях, он поощряется архитектурными критиками. Деконструктивизм по-прежнему считается престижным, статусным и прогрессивным стилем, особенно популярным в среде руководителей государственных и частных компаний, бизнесменов и городских властей. В эпоху общества впечатлений, где особое значение приобретает эмоция, вне зависимости от того, позитивная она или негативная, деконструктивизм становится настоящей находкой.


Автор: Анастасия Петрушихина

Редактор: Владимир Большаков

Обложка: 2queens.ru

Наверх