БЕЗ QR-КОДА: ЧТО ПОКАЗЫВАЮТ НА ВЫСТАВКЕ ПАБЛИК-АРТА «КРАСНЫЙ САД» НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

В 2019 году в московском ГУМе открылась галерея Гум-Red-Line и прошел фестиваль «Черешневый лес». Хотя организаторы планировали сделать это ежегодной традицией, вирус внес свои коррективы — и фестиваль превратился в микробиеннале. Зачем переосмысливать на русский лад структуру античной колонны? Что символизирует безлицый Александр Македонский? Разбираемся, что интересного галерея приготовила для посетителей на этот раз. 

 

Сейчас, в период усиления противовирусных мер, многие музеи и галереи вынуждены ограничить поток посетителей. Однако кураторы проекта «Красный сад», Марина Федоровская и Антон Кочуркин, решили показать посетителям Красной площади то, что можно смотреть без каких-либо пространственных и временных ограничений, — паблик-арт. Это произведения, которые размещаются в общественных пространствах и создаются либо одним, либо несколькими художниками, — урбанистами. Они пытаются вписать свои работы в пространство города.

Фото: Сергей Колесников

Партнерами этого проекта стали арт-парк «Никола-Ленивец» и ежегодно проходящий там фестиваль паблик- и ленд-арта «Архстояние», а также компания «ИНТЕКО», из корпоративной коллекции которой на Красной площади представлены 6 произведений.

Все работы обыгрывают тему сада и садово-паркового искусства. Каждый сад как место всеобщего отдыха наполнен элементами, делающими его «живым»: скульптурами, боскетами, аллеями и другим. Именно это и было осмыслено в различных формах 8 художниками, участвующими в проекте.

Аристарх Чернышев в работе «Большая античная голова» исследует феномен общественных монументов. Каждый, кто принимает участие в создании монумента, желает видеть в нем себя. Но чтобы у всех была возможность сделать это, Аристарх стер с головы Александра Македонского черты лица и заменил их вечно вращающимся значком интернет-загрузки.

Фото: Сергей Колесников

Его соседи по экспозиции, молодые художники Василиса Прокопчук и Евгений Брагин, которые в конце июля построят на «Архстоянии» расширенную версию своей работы, представили инклюзивный проект «Непроходимая чаща», которая оказывается вполне проходимой, если перестать полагаться на свои органы чувств и довериться интуиции.

Работы Романа Ермакова «Стабильная композиция» и Николая Полисского «Колонна» образуют своего рода диалог. По концепции они совершенно друг другу противоположны. Первая работа — портал в неизведанное нам пятое измерение, где среди бесконечного формообразования есть только одна статичная и неизменная композиция. Вторая же переосмысливает на деревенский, исконно русский лад структуру античной колонны. Но несмотря на свою кардинальную непохожесть (как внешнюю, так и «внутреннюю») эти работы гармонично вписываются в портал входа в здание ГУМа, дополняя и осовременивая его.

Фото: Сергей Колесников

На выставке не обошлось без проекта Дмитрия Аске — исследователя граффити и стрит-арта, уже ставшего живой легендой современного уличного искусства. Его работа «После Макоши» — манифест женской силы. Богиня творчества, женского труда и ткачества держит над собой небосвод и символизирует важность места женщины в мире. Слово «после» в названии говорит о том, что, несмотря на смену верований, мировоззрений и общественных укладов, женская суть остается неизменной. Когда Дмитрий стал отцом, он в полной мере ощутил, сколько сил и терпения требуется женщинам, которые становятся матерями, которые действительно держат на себе небосвод новой жизни.

Фото: Сергей Колесников

Эти и другие произведения можно увидеть на Красной площади возле ГУМа до 31 августа.

Каждая из работ в дальнейшем займет свое заранее согласованное место в ЦАО Москвы и в Калужской области. Работа Василисы Прокопчук и Евгения Брагина уедет в Никола-Ленивец, произведение Дмитрия Аске будет стоять на территории Мануфактуры BOSCO в Калуге, а остальные 6 работ разместятся на территории жилых комплексов Москвы. 


Автор: Екатерина Сурат

Редактор: Анастасия Кулагина

Обложка: Сергей Колесников

Наверх