БОГЕМНЫЙ РАУТ, ЛГБТ, МУССОЛИНИ: О РАЗНИЦЕ ГЛАВНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ

Не успели утихнуть в сфере кино разговоры о последнем Оскаре, как скоро должно произойти ещё одно яркое событие — Каннский кинофестиваль (да, его перенесли из-за вируса, но не отменили). А ведь впереди ещё фестиваль в Венеции и Берлинале. Чем отличаются друг от друга главные европейские кинофестивали и как не спутать одно с другим?



Каннский фестиваль


Каждый год в мае происходит одно из важнейших событий в мире кинематографа — Каннский кинофестиваль. И если “Оскар” закрывает уходящий киносезон, то фестиваль в Каннах, напротив, открывает новый.


Первый кинофестиваль в Каннах прошел в 1946 году, но идея его создания пришла куда раньше. Самый первый фестиваль в Каннах должен был пройти еще в 1939 году, но всеобщая мобилизация разрушила эти планы, Европе было не до кино. В 2002 году Канны все же наверстали упущенное — прошёл смотр лент первого кинофестиваля.


На протяжении всей своей истории фестиваль менялся, развивался и сейчас считается самым популярным кинофестивалем в мире. Каждый год фестиваль освещают федеральные телеканалы и влиятельные СМИ многих стран, самые яркие фильмы разбирают блогеры, а результатами конкурсной программы интересуются даже люди, не увлеченные фестивальным кино.


Специальные программы идут параллельно главному конкурсу. Наиболее интересные и престижные из них — “Неделя международной критики”  и “Особый взгляд”.


Комиссия отсматривает в год до 2000(!) фильмов, чтобы выбрать из них 20-25 лент для основного конкурса и столько же — для программы " Особый взгляд" . Главная задача комиссии и критиков — понять, что будет актуальным в кино сразу после фестиваля.


Жюри конкурса привлекает не меньше внимания, чем сами фильмы. Сейчас в жюри находятся, в основном, известные актёры и режиссёры, но раньше в состав входили поэты, писатели и известные драматурги. В разные годы в жюри Каннского фестиваля побывали: Генри Миллер, Марсель Паньоль, Жорж Сименон, Ромен Гори, Андре Моруа, Константин Симонов, Чингиз Айтматов, Энтони Бёрджес, Франсуаза Саган, Габриэль Гарсиа Маркес, Арундати Рой, Роберт Рождественский и Теннесси Уильямс.


Жизнь на Каннском кинофестивале не сводится только к кинопоказам. Проводятся открытые и закрытые вечеринки, заключаются новые контракты. Так в 1947 году наибольший интерес у прессы вызвало появление Жан Поля Сартра в купальном костюме. В 1953 году Пабло Пикассо гулял по Каннам в овечьей шкуре и котелке и тоже находился в центре внимания. А в 1955 году случилась настоящая романтическая история — Грейс Келли, представлявшая новый фильм Альфреда Хичкока, познакомилась с принцем Монако. Через год они поженились.


В 1959 году на фестивале произошло знаковое для мировой киноистории событие: сразу двадцать молодых режиссёров объявили себя новой волной. Уже позже Ингмар Бергман отказался возглавлять жюри по причине своей застенчивости. А в девяностых годах Дэвид Линч, рекламируя свой фильм “Твин Пикс. Огонь, иди за мной”, отважился на имитацию пожара в отеле, чем вызвал большой переполох. Каннский кинофестиваль действительно привлекает громкие имена и умело поддерживает интерес к авторскому кино.


Венецианский кинофестиваль


Кинофестиваль в Венеции проходит в конце лета, завершая насыщенное на кинопремьеры время — позднюю весну и лето.


Кинофестиваль в Венеции является старейшим международным кинофестивалем — впервые его провели в 1932 году. Фестиваль с самого начала пользовался большой поддержкой от властей, ведь инициатором создания этого мероприятия был сам Бенито Муссолини. Тогда призом за лучший фильм стал “Кубок Муссолини”, а наградой лучшим актерам служила “Большая Золотая медаль Национальной фашистской ассоциации развлечений". Главный приз “Золотой лев”  появился только в сороковых годах. Формат самого первого фестиваля представлял из себя демонстрацию различного кинотворчества без конкурса. Но уже второй фестиваль в 1934 году стал носить соревновательный характер.


Пока Каннский кинофестиваль развивался, Венеция то и дело терпела убытки, прежде всего, из-за политизированности жюри, войны или социальных проблем. И все же, по своей структуре фестивали похожи — на фестивале в Венеции одновременно с основной конкурсной программой тоже проходит секция с авторским кино и неделей критики. Интересна и секция внеконкурсных показов — на большом экране демонстрируются выдающиеся фильмы прошлых лет.


Российский, а в особенности, советский кинематограф тесно связан и с Каннами и  с кинофестивалем в Венеции. В период хрущевской оттепели почти каждый год хотя бы один советский фильм демонстрировался на фестивалях и либо получал, либо был номинирован на ту или иную награду. “Садко”  Птушко, “Иваново детство” Тарковского (главный приз “Золотой лев”), “Живёт такой парень” Шукшина, “Территория любви” Михалкова (главный приз “Золотой лев”), фильмы Андрея Кончаловского и Андрея Звягинцева (“Золотой лев” за фильм “Возвращение”).


Венецианский кинофестиваль, однако, больше ориентирован на зрителей и на само кино как искусство.



Берлинале


Берлинский кинофестиваль появился в 1951 году. Тогда Берлин был поделён на Западный и Восточный, а между США и СССР шла холодная война. В этих условиях Оскар Матей, чиновник по вопросам кино в Западном Берлине, сумел открыть Берлинский кинофестиваль. Кинофестиваль (как и Венецианский) был сильно политизирован. Фильмы из стран СССР появились в программе только в пятидесятых. Вместо профессиональных кинематографистов в состав жюри входили зрители. Отчасти по этой причине большинство фильмов в программе оказались из категории мэйнстрима. Интеллектуальные картины жюри обходило стороной, но даже если они появлялись в программе, их не баловали призами (как это произошло с фильмом Акиры Куросавы “Расёмон”).


Однако в 1958 году лучшим режиссёром года на Берлинале неожиданно стал Ингмар Бергман со своим фильмом “Земляничная поляна”. С тех пор в репертуаре конкурсной программы появились фильмы бунтарей-новаторов: Годара, Трюффо и нуарного Антониони.


Берлинский кинофестиваль традиционно проводится в феврале, завершая круг европейских крупных фестивалей.  Главный приз Берлинале — “Золотой медведь”.


Структура Берлинале отличается от Канн и Венеции. Две главные секции выступают как антиподы друг другу. В “Конкурсе” большие залы, звёзды мирового кино и роскошно одетая публика. В “Форме”  публика и участники одеты просто, в залах царит расслабленная атмосфера. Именно на “Форуме” большинство фильмов — авангардные и провокационные киноленты на актуальные темы. На Берлинале особо привлекает к себе внимание СМИ программа “Панорама с экспериментальными фильмами на самые острые темы” (например, на тему ЛГБТ). Ещё одна секция, отличающая Берлинале от других крупных кинофестивалей — “Поколение”, ориентированное на детские и юношеские фильмы.


Канны, Венеция, Берлин отличаются друг от друга не только структурой свой программы. Каннский кинофестиваль уже много лет не столько фестиваль кино, сколько богемный раут всех причастных к кинематографу, сопровождающийся эпатажем и медийными событиями. СМИ и зрителей интересует не только конкурсная программа, но и наряды с красной дорожки, подробности закрытых вечеринок и взаимоотношений между режиссёрами, актёрами, критиками. Организаторы фестиваля часто сами придумывают какой-нибудь скандал. Например, в конкурсную программу они любят вписать провокационную киноленту.


У Каннского кинофестиваля твёрдая позиция насчёт самих фильмов. Этот фестиваль условно является оппозицией голливудским кинопермиям. Канны привлекают режиссеров авторских фильмов  с точки зрения коммерческой выгоды, но чтобы получить награду, фильм должен быть не просто независимым, но обладать уникальным режиссерским видением, смелым решением или затрагивать  острые проблемы. Если в какой-то стране зарождается новое течение/стиль, Канны это обязательно замечают (так было с новой волной во Франции, с китайским кино и иранским кино, с американскими инди- фильмами). Кинофестиваль создаёт прецедент, при котором авторское кино становится популярно у широкой аудитории, а режиссеры — интересны продюсерам.


Отличаются Канны и тем, что имеют своих фаворитов. Конкурсная программа почти полностью состоит из уже именитых режиссёров, таких как Квентин Тарантино, Пол Верховен, Джим Джармуш, Эмир Кустурица.


На Венецианском фестивале нет такого пафоса, как в Каннах или на строгой Берлинале. Кинофестиваль в Венеции выглядит куда более элитарным, но селебритис на нём тоже присутствуют. Представленные в Венеции фильмы, как правило, потом выдвигаются на Оскар. В отличие от фестиваля в Каннах, Венецианский кинофестиваль больше сосредоточен на самом искусстве, чем на бизнесе.


Берлинский кинофестиваль отличается заточенностью на артхаус. Самые странные фильмы нужно искать как раз в программе Берлинале. Эти фильмы редко выходят в широкий прокат. В России фильмы из программы Берлинале на большом экране можно увидеть только в рамках какого-нибудь местного фестиваля или в маленьком кинотеатре.


В отличии от жюри Канн и Венеции, жюри Берлинского кинофестиваля делает упор на фильмы из самых разных стран, в том числе из Латинской Америки, Азии, стран бывшего Восточного Блока (в Каннах и Венеции таких фильмов значительно меньше). Отдельное внимание уделяется молодым режиссёрам. Критики считают Берлинский кинофорум самым политическим и самым идейным. Нередко победу одерживают ленты не самые выдающиеся с художественной точки зрения, но наиболее связанные с острой и популярной тематикой. Сейчас на первый план вышли темы свободы и власти, сексуального подавления и эксплуатации. Острее встаёт вопрос миграции, а с приходом к власти Дональда Трампа кинематографисты всё больше делают упор на документальное/реалистичное, обращаются к прошлому и его ошибкам, осмысляя диктаторские по духу политические режимы. В 2016 году главный приз получила документальная лента “Море в огне" Джанфранко Рози о беженцах, прибывающих за спасением на остров Лампедуза (который служит “вратами" в Европу). А на кинофестивале прошлого года показали “Время Дьявола" о военной диктатуре на Филиппинах.


Каннский кинофестиваль — это мода, интриги, новые актуальные фильмы, широкая аудитория, знакомые имена в жюри и конкурсе. Это как  жизнь с романами и скандалами. Венеция — киновыставка с размышлениями о миссии искусства, с дискуссиями и элегантной публикой. В стороне от обоих стоит Берлинале со своеобразными фильмами — зачастую на остросоциальные темы.


Автор: Марина Климкова

Редактор: Владимир Большаков

Наверх