БРАЗИЛЬСКИЙ БРУТАЛИЗМ И ЛЕВЫЕ ВЗГЛЯДЫ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ АРХИТЕКТОРЕ ПАУЛУ МЕНДЕСЕ ДЕ РОША

Паулу Мендес да Роша, одна из главных фигур современной бразильской архитектуры и обладатель многочисленных международных наград, скончался 23 мая 2021 года. Он сумел на протяжении полувека остаться верным собственным взглядам на архитектуру — несмотря на культурные, социальные и политические перемены, охватившие Бразилию и мир. О том, в чем заключалось новаторство архитектора, как он заботился о комфорте человека и решал проблему роста городов, читайте в новом материале.


Жизненный путь

Паулу Мендес да Роша родился в 1928 году в Витории. Но вскоре его семья переехала в один из крупнейших бразильских городов — Сан-Паулу. Здесь в 1954 году Мендес да Роша окончил факультет архитектуры и урбанистики Пресвитерианского университета Маккензи. В 19591960 годах он работал с одним из главных архитекторов поколения модернистов Жоау Батистой Вилланова Артигасом

Мендес да Роша долгое время был связан со школой Паулиста, где свои истоки брал бразильский брутализм. Его приверженцы работают с огромными пространствами, используя самые простые материалы и формы, прежде всего, длинные блоки бетона. Одним из своих учителей архитектор также считал основоположника современной бразильской архитектуры Оскара Нимейера, чьё творчество оказало на Мендес да Роша большое влияние.

В 1961 году Мендес да Роша начал преподавать на факультете архитектуры и урбанистики Университета Сан-Паулу. Левые взгляды, приверженность идеям демократии и социальной справедливости стали преградой для академической карьеры Паулу Мендеса да Роша в условиях установившейся в 1964 году военной диктатуры

В результате в 1969 году ему и 65 другим профессорам Университета Сан-Паулу запретили преподавать. Он вернулся в университет только в 1980 году в качестве ассистента преподавателя, и оставался на этой должности до 1998 года, когда в возрасте 70 лет Мендес да Роша стал профессором. Но в том же году его вынудили выйти на пенсию.

Мировое признание

После 42 лет практики талант Паулу Мендеса да Роша принес архитектору премию Миса ван дер Роэ (2000), Притцкеровскую премию (2006). В 2016 году он стал обладателем «Золотого льва» XV Венецианской биеннале «за жизненный вклад в архитектуру» и лауреатом Императорской премии Японии. Через год архитектор получил золотую медаль британской премии RIBA. В 2021 году Международный союз архитекторов объявил о том, что Золотая медаль этого года присуждается Мендесу да Роша.

В ретроспективе становится очевидным новаторство Мендеса да Роша. Одним из первых архитектор стал применять открытые бетонные конструкции, использовать грубо обработанный материал и работать с крупными объемами.

Фото: arquitecturaviva.com

В 1991 году архитектор разработал проект жилого дома Gerassi, состоящего из фабричных бетонных элементов. Скорость сборки дома могла достигать трех дней. Для архитектуры Мендеса да Роша характерно парадоксальное сочетание легкости, воздушности и массивности. Архитектор не только заботился о форме и визуальном восприятии зданий, но и стремился с помощью построек говорить с горожанами на острые социально-политические темы, поднимать вопросы взаимодействия человека со средой

Забота о комфорте человека в городском пространстве прослеживается в деталях. Архитектор с особым вниманием относился к созданию открытых и свободных пространств. Экологичность мышления архитектора проявлялась в обеспокоенности темпами роста городов. Решением этой проблемы он считал реконструкцию существующих зданий для сохранения и одновременно модернизации исторического наследия. Руководствуясь этими принципами, Мендес де Роша реконструировал здание Пинакотеки Сан-Паулу (1900).

Фото: divisare.com

В течение долгой жизни Мендес де Роша строил спортивные объекты, музеи, магазины, жилые дома. Мы выбрали три наиболее ярких объекта, демонстрирующих авторский стиль архитектора.

Спортивный клуб и стадион Paulistano в Сан-Паулу (1958)

Один из ранних и наиболее значимых в творчестве архитектора объектов. В 29 лет Паулу Мендес да Роша победил в конкурсе проектов на строительство стадиона на 2000 тысячи зрителей. Несмотря на молодой для профессии возраст, архитектор спроектировал грандиозную и выразительную конструкцию из армированного бетона, быстро прославившую его в родной стране. Блюдце стадиона лежит на врезанных в него бетонных опорах остроконечной формы. Работая на стыке инженерии и архитектуры, Мендес да Роша использовал весь художественный потенциал, заложенный в функциональных конструкциях и свойствах материалов.

Фото: arquitecturaviva.com

Дом Мендес да Роша (1964–1967)

Дом архитектора, построенный для себя, — особая форма автопортрета и манифестации личных взглядов на архитектуру. В 1964–1967 годах Мендес да Роша занимался строительством собственного дома в Сан-Паулу. Архитектор спроектировал два идентичных дома для себя и своей сестры, они расположены на склоне холма в жилом районе Бутанта. 

Каждое здание состоит из одного этажа на четырех опорах. Этот поднятый над землей объем создает затененное свободное пространство, которое прерывается только цилиндром помещения для домашнего персонала и лестницей. Дом панорамно остеклен, поэтому спальни расположены в центральной части.

Фото: divisare.com

Перегородки, зонирующие пространство, построены из пятисантиметровых бетонных плит и не доходят до потолка, обеспечивая вентиляцию всего здания. Выступающая плоскость крыши предотвращает попадание прямых солнечных лучей. Минималистичный и одновременно продуманный до мелочей дом репрезентирует приоритетные для Мендеса да Роша качества архитектуры.

Бразильский музей скульптуры в Сан-Паулу (1995) 

Он возник из стремления местных жителей защитить городскую площадь от коммерческой застройки. С этой задачей удачно справился Мендес да Роша. Вместо торгового центра появился музей площадью 7000 квадратных метров. Он скрывается под землей, сохраняя тем самым редкую для Сан-Паулу общественную зеленую зону.

Фото: bestarchitecturemasters.com

Несмотря на то что большая часть музея находится под землей, архитектор вынес на поверхность прямоугольный объем, похожий на огромных размеров длинный стол или скамейку. Помимо защиты от палящего солнца и летних ливней, он формирует пространство для экспонирования скульптур на свежем воздухе.


Автор: Анастасия Петрушихина

Редактор: Дарья Федорченко

Обложка: acquitecturaviva.com

Наверх