ДИАЛОГ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ: О ФИЛЬМЕ “СУПЕРНОВА” С КОЛИНОМ ФЕРТОМ

11 марта 2021 года в прокат выходит драма об отношениях, времени и смерти. Фильм-претендент на премию «Оскар» снял молодой британский режиссер Гарри Маккуин. Главные роли исполнили Колин Ферт и Стэнли Туччи. О нетривиальном сюжете, вопросах гомосексуальности и режиссерских заслугах — в нашем материале.

 

 

О чем

 

Звездное небо. Вдалеке ярко светит звезда. Вспышка — и темнота. Старые друзья едут по Британии: Сэм за рулем, его супруг Таскер — на пассажирском сидении. В машине играет радио, за окном сменяются пейзажи. Таскер время от времени отпускает саркастические шутки, а Сэм неестественно улыбается.

 

Двигаясь по тщательно спланированному маршруту, главные герои спорят, смеются, обсуждают серьезные темы, но самое главное — Сэм не перестает заботиться о своем близком и самом дорогом человеке, а Таскер, в свою очередь, пытается этого не допускать. У него это плохо получается — как ни крути, больные деменцией нуждаются в помощи.

 

Композиция фильма

 

Первый и последний кадры звездного неба полно описывают фабулу фильма. Все 90 минут можно было бы не смотреть, но в фильме «Супернова» главное — не нарратив, а диалоги. Именно через них передаются взаимоотношения героев. 

 

Лучшие друзья: нет ничего крепче мужской дружбы — об этом известно. Нескончаемый сарказм Таскера и трепетная забота Сэма — то, на чем держатся их отношения. Супруги: без любви в этом мире никуда — об этом пишет Таскер в своей прощальной речи, в ней же он благодарит своего возлюбленного за то, что он всегда рядом, всегда «за рулем».

 

Впрочем, Таскер стал пассажиром не только в поездке, но и в своей жизни. В одном из диалогов героев становится ясно, что он не хочет быть обузой для близкого человека, не хочет быть ведомым и потерять контроль, медленно двигаясь к смерти.  Тем не менее, он двигается, едет в машине со своим водителем, лучшим другом. Становится понятна еще одна композиционная деталь — путь героев в сюжете и дорога к неизбежному концу — довольно частый символ в литературных и кино-произведениях.

 

Назло гомофобам

 

Еще недавно, говоря о композиции фильма, в котором главные герои — гомосексуалисты, зритель мог представить только борьбу героев с обществом в качестве сюжетообразующего конфликта. Времена изменились, и сейчас, назло гомофобам, эта тенденция идет на спад.

 

Любовные отношения Сэма и Таскера не нарочито демонстративны. С первых кадров фильма зритель задумывается не над тем, почему в машине двое мужчин, заставляющих друг друга подпевать песням, играющим по радио, а над тем, почему один из них не может найти очки, которые у него на голове, а другой — искренне улыбнуться. Другими словами, в фильме «Супернова» режиссер Гарри Маккуин показывает людей с обычной стороны. На месте Таскера и Сэма с легкостью можно представить двух женщин или мужчину и женщину, ухаживающих друг за другом.  Правда, вопрос о том, какие сцены были вырезаны для показа специально на российских экранах, остается открытым.

 

Совершенная работа режиссера

 

Несмотря на обоснованность каждой детали в сюжете, фильм кажется растянутым: много пейзажей и плавно перетекающих друг в друга кадров движения фургона. Однако даже эти «недоизлишки» имеют место — они как бы тянут время до полного сгорания Таскера, удлиняют его путь.

 

«Супернова» продуман: от диалогов и походки до предметов интерьера и персонажей. В разговорах Сэма и Таскера нет ни слова лишнего, каждое либо характеризует героя, либо дает направление мысли зрителя. Образы и движения актеров вряд ли дают усомнится в реалистичности их персонажей. В фургоне друзей есть ящик над кроватью, на внутренней стороне дверцы которого приклеена карта звездного неба — на случай облачности, чтобы в любой момент можно было отыскать млечный путь. Собака: первую половину фильма не находилось объяснения, зачем она нужна в семье (особой любви оба героя к ней не испытывают), и важной роли она в сюжете не играет. Далее становится понятно: Таскер настолько тщательно спланировал поездку, свое отправление в иной мир, что даже купил Сэму собаку, чтобы тот не остался один.

 

«Супернова» понравится тем, кто любит диалоги и чувства больше, чем захватывающий сюжет и красочную графику. Это «диалог длиною в жизнь» о том, как один из супругов пытается удержать другого рядом, несмотря на его прогрессирующую деменцию, а второй хочет завершить свое путешествие, конечный пункт которого — концерт.


Автор: Светлана Коренева

Редактор: Арина Полуянова

Обложка: thefancarpet.com

Наверх