ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ ГОРОД: МУРАЛЫ, КОТОРЫЕ НАМ ЗАПОМНИЛИСЬ В 2020 ГОДУ

Жизнь после пандемии, критика политики президента, пожары в Сибири и проблемы в общении — все эти темы стали главными в 2020 году. Городская среда на вызовы времени отреагировала мгновенно — на зданиях один за другим стали появляться муралы, посвященные актуальной повестке. Разбираемся, какие муралы нам особенно запомнились в 2020 году.

 

2020 год надолго останется в памяти человечества. Во время локдаунов темп жизни значительно замедлился. В связи с этим коммуникация между людьми изменилась.

Однако ушедший год запомнился не только пандемией. Глобальные катаклизмы, войны, проблемы в мировой экономике, движение «Black Lives Matter», митинги в Беларуси и выборы президента в Америке также стали частью этого нелегкого «самого короткого года в истории человечества». Конечно, эти события нашли свое отражение в искусстве, в том числе и в уличном. На улицах стали появляться муралы, посвященные главным событиям и процессам. Особенно много их появилось осенью 2020 года — не только в России, но и за рубежом.

Муралом, согласно недавно вышедшему «Тезаурусу», можно назвать «монументальную плоскостную работу, созданную на фасаде или брандмауэре здания или другого городского архитектурного объекта».

Фото: vyksavkurse.ru

Россия. ТОП-5 муралов осени 2020

Первое место среди муралов осени 2020 года по достоинству заняло произведение классика современного искусства Эрика Булатова в городе Выкса. Теперь на стене Выксунского металлургического завода площадью в 2500 квадратных метров расположена мурал-комбинация из двух других работ Булатова — «Стой — иди», созданной в 1970-х, и «Амбар в Нормандии» 2011 года. Это работы максимально контрастны как по отношению друг к другу, так и по своему внутреннему наполнению.

«Стой — иди» представляет лозунговый контраст между статичным и динамичным положением человека, а «Амбар в Нормандии» — реалистичный контраст между светом и мраком. Сочетание пространственного и светового контрастов создает новое органичное произведение.

Работа стрит-арт художника Владимира Абиха, созданная им в Петербурге недалеко от РГПУ им. А. И. Герцена, занимает почетное второе место. Мурал «Слова найдутся» был сделан для 2-го кураторского форума. Автор так описал свое произведение: «Слова, когда они нужны, так и норовят растеряться или превратиться в какую-то абстракцию. Приходится собирать их буквально по буквам. В педагогике и любви найти правильные доходчивые слова особенно важно. Поэтому эта работа именно здесь».

Нижегородский мурал от художника Илья Мозги «Счастливая жизнь» тоже говорит со зрителями о вечных темах. Тема работа посвящена стремлению к счастью и свободе в обществе потребления, где больше половины работающих людей имеют кредиты. На пути к беспроцентным дням должники видят перед собой золотые слитки, которые при ближайшем рассмотрении оказываются обычными раскрашенными кирпичами.

Проект «СТЕНА», находящийся с 2010 года на территории Винзавода, курирует творческое объединение «АРТМОССФЕРА». Суть проекта — знакомство публики с уличным искусством в его «естественной среде обитания». За время существования «СТЕНЫ» слои обновились более 30 раз, и на данный момент последний ее слой — проект художницы PÒPCHENCO с говорящим названием «СТЕНЫ-ЛЕСА». Посвящен этот слой уничтожению лесов, которое происходило в Сибири, Калифорнии и Австралии. Лесные пожары предполагают гибель всего живого, поэтому в мурале нет никаких цветных вставок. Используемые цвета, черный и белый, создают бесконечную рябь силуэтов голых деревьев на белом пепельном поле. Если не остановить массовую вырубку и уничтожение лесных массивов, то похоже, ровно таким и станет наше недалекое будущее.

Самарская художница Оксана Гладкова, победитель регионального этапа Фестиваль стрит-арта Приволжского федерального округа «ФормART», создала мурал «Чистый вдох». Тема — жизнь после пандемии. Мурал размером 240 квадратных метров выглядит как окно в мир, переживший пандемию, в котором каждый человек (как и изображенная на мурале дочь художницы) может вздохнуть спокойно, оставив по ту сторону окна перчатки и маски, и продемонстрировать всем справку об отсутствии COVID-19.

Фото: news.artnet.com

ТОП-5 зарубежных муралов осени 2020

В сентябре 2020 года прошел первый Лондонский фестиваль настенной живописи, в котором приняли участие более 150 художников со всего мира и во время которого было расписано более 50 городских стен. Организаторы фестиваля сознательно не ограничивали художников какой-либо темой.

Среди огромного количества уже написанных муралов особенно выделяется каллиграфическое произведение Гари Стрейнджер «Keep Your Mind Busy» («Займи чем-нибудь свой разум»). Оно посвящено началу периода ограничений, когда люди приспосабливались к новой реальности и пытались занять себя любым делом, лишь бы хоть на секунду забыть о карантине.

В октябре 2020 года итальянский стрит-арт художник Этник создал мурал в Турине. Стена, на которой изображен абстрактный геометрико-архитектурный городской пейзаж, располагается перед зданием младшей школы. Идея этого рисунка пришла к Этнику во время изоляции. Ему захотелось с помощью красок создать окно с фантастическим пейзажем для детей, которые вернутся в школу после семи месяцев, проведенных дома на самоизоляции. Это стало сюрпризом для детей и сотрудников школы.

В ноябре 2020 года художник Ник Кейв представил свою работу «TRUST BE TOLD» на фасаде выставочного пространства Jack Shainman Gallery в Киндерхуке, штат Нью-Йорк. Работа представляет собой черную виниловую надпись «TRUST BE TOLD», растянутую по всему зданию. Как объясняется на сайте галереи, фраза — ответ на действия президента Дональда Трампа, известного своей пропагандой и попытками выдать расизм и национализм за патриотизм. Эта работа — прямая отсылка к деятельности полиции и судебной системы после убийства Джорджа Флойда.

«Граундсвелл» — общество по созданию и сохранению произведений стрит-арта, находится в бруклинском районе Нью-Йорка. В середине осени на стене с граффити и муралами Бауэри, курируемой «Граундсвеллом», появилось произведение молодого художника из Эквадора Рауль Айала. Мурал включает в себя портреты афроамериканцев, занимающихся народными промыслами, и мифических существ из эквадорского фольклора. Рауль подчеркивает, что на этом мурале изображено взаимодействие прошлого и настоящего (в виде современного Манхэттена на горизонте) с будущим. Обмен знаниями с молодым поколением художников, кажется, приближает нас к этому будущему, в котором уважаются традиции прошлого, но при этом активно создаются новые формы искусства.

Осенью 2020 года в Беларуси прошла волна протестных движений, связанных с выборами президента. Каждый день на улицах разных городов появлялись и исчезали плакаты, муралы и арт-объекты, посвященные протестам. Все они были, конечно же, анонимными.

Особенно показательна стрит-арт баталия в районе ЖК «Минск-Мир». Жители этого района Минска изобразили на трансформаторной будке бело-красно-белый флаг, обернутый вокруг лодки, которую на вытянутых руках держит тонущий человек. Коммунальные службы предпочли зарисовать мурал не серой краской, а пасторальным среднеевропейским пейзажем. Протестующие не стали закрашивать пейзаж, но добавили туда одну очень важную деталь. Посреди зеленой равнины появился главный персонаж чешского мультсериала «Крот» (Krtek), держащий в высоко поднятой лапе флаг. К концу октября 2020 года изображение  немного изменилось, и теперь к одному кроту с флагом присоединилась мирная демонстрация из его собратьев.


Автор: Екатерина Сурат

Редактор: Анастасия Кулагина

Обложка: i1.wp.com

Наверх