ЗА ПРЕДЕЛАМИ БУДНИЧНОЙ МОСКВЫ: О МОСКОВСКОМ ФЕСТИВАЛЕ “ГАЙДУК-ФЕСТ”

15 ноября в московском клубе «Вермель» прошёл Гайдук-Фест – фестиваль путешественника и современного сказочника Дмитрия Гайдука. Лежащие в основе его творчества «растаманские сказки» – это не что иное, как впечатления после употребления наркотических веществ, которые Дмитрий Гайдук услышал во время своих путешествий по России и зарубежью. Образ самого Дмитрия Гайдука напоминает о восточной культуре, в частности Индии с её эзотерическими течениями. Каким получился первый фестиваль от главного российского популяризатора растаманской культуры выяснил журнал МОСТ.


Если рассмотреть ключевые моменты биографии Дмитрия Гайдука, то можно подумать, что это не реальная жизнь обычного человека, а роман в духе Джека Керуака или Хантера Томпсона. И правда, сначала Дмитрия Гайдука ждала успешная карьера публициста и журналиста в «МИФ», «Ультра. Культура», Ozon.ru и работа над энциклопедиями того же «МИФа». Затем последовали многочисленные путешествия, в том числе и в Индию. За время, проведённое в путешествиях, Дмитрий Гайдук общался со многими представителями движения растаманов и людьми, употребляющими наркотические средства. Многие истории – это образы, приходящие во время наркотического состояния или впечатления от него. Эти истории Дмитрий Гайдук назвал сказками и собрал в сборники. Со временем, он сам стал писать подобные произведения и выступать с ними в формате стендапа.

Главными проектами в творчестве Дмитрия Гайдука стали «Растаманские народные сказки» и «Джа-Будда и его джатаки». Лирические истории, сказки и юмористические очерки приобрели большую популярность не только в России, но и за пределами СНГ.

Любовь критиков, армия поклонников, литературные премии, выступления по всей России и манящий дух полной свободы, которая присуща только субкультурам, – Дмитрий Гайдук явно одна из ключевых фигур современной российской альтернативной культуры и своеобразная «рок-звезда» от мира вольных художников.

И в один из вечеров холодного московского ноября Дмитрий Гайдук решил провести первый фестиваль своего имени. Кроме знаменитых сказок и историй самого писателя, на мероприятии были заявлены не менее интересные участники: группы «НедРа» и «Дендрарий», музыкант Ростислав Чебыкин, а также современные сказительницы Анна Акиньшина и Арина Крючкова.

Сам Гайдук-Фест проходил в легендарном клубе «Вермель», в котором выступали многие культовые рок и фолк-музыканты, поэты и актёры. «Вермель» сразу погружает в свою атмосферу – полуподвальное помещение, приглушённый свет и яркая публика. Всё напоминает уже далёкое, но завораживающее время, когда подобные мероприятия находились чуть ли не под запретом, проходили на полулегальной основе в таких же полуподвальных местах и молодёжь тайно ходила послушать музыку и поэзию «новой волны».

Главным организатором фестиваля выступила группа Zuccini Promo во главе с талантливым молодым продюсером Георгием Черновым. Zuccini Promo раскручивают некоммерческие проекты и новые эстрадные направления.


Сам фестиваль сочетал в себе два основных направления – музыка и сторителлинг. Выступления артистов проходили в большом и малом залах. Группа «Дендрарий» открыла фестиваль – весёлые музыканты с юмористическими песнями расшевелили публику. В это время в малом зале актриса-любитель Анна Акиньшина рассказывала сказки ительменов – коренного народа Камчатского полуострова. Как настоящий профессионал, Анна Акиньшина перевоплотилась в соответствующий образ – на ней был необычный головной убор в виде ворона Кутха. Согласно сказаниям народов Дальнего Востока, Кутх – создатель мира и прародитель человечества. Выступление Анны Акиньшиной получилось оригинальным, с погружением в древние легенды. Подобные стендап-представления пока развиваются лишь в рамках фестивалей, но у них есть перспектива подняться на новый уровень и привлечь более широкую аудиторию своим форматом, заинтересовав культурой различных этносов, проживающих в нашей стране.

После Анны на сцену вышла Арина Крючкова – юная писательница. Арина пишет для «Городских сказок» – группы-сборника магических историй разных авторов о повседневной Москве.

Арина начала рассказывать новые истории, написанные недавно и ещё не опубликованные. Лирические, немного грустные.

Выступили и группа «НедРа» из города Чехов с рок-композициями и Ростислав Чебыкин – современный менестрель, получивший наибольшую известность благодаря песням о ролевиках и толкинистах. Пришло время для главного события на Гайдук-Фесте – выступления самого Дмитрия Гайдука.

Растаманские сказки Дмитрий Гайдук записывал со слов людей, когда-либо пребывавших под воздействием наркотических веществ, поэтому сами истории напоминают бессвязный поток сознания. Многие шутки вызывали смех у зрителей, некоторые даже аплодисменты. Первый сет открылся сказкой о происхождении котиков, затем была сказка из Мьянмы про тигра и кошку, а второе отделение начиналось с африканской сказки про музыкантов. Та самая наркотическая тема прослеживалась лишь в сказке про кота Барбоса. Главные герои – кот и ворона, выпившие в одной квартире необычного молока, от которого ворона захотела летать. Ещё одна сказка, по признанию самого Дмитрия Гайдука, была «написана просто так», и она уже больше похожа на традиционный формат. Главные действующие лица в ней – это Иван-дурак и Иван-царевич, но события разворачиваются совсем недетские – Дмитрий Гайдук описывает безумные перемещения Ивана-дурака из одного места в другое, приправленные нецензурной лексикой и отсутствием логики. Многие шутки не кажутся смешными: создается впечатление, что для понимания всего юмора и глубины историй необходимо иметь личный опыт употребления наркотических веществ.


Однако, неверно привязывать истории Дмитрия Гайдука только к растаманской теме. По словам самого автора сказок, для полного понимания той же сказки про Ивана-дурака необходимо ознакомиться байки про Ежи и Петруччо, с которых она отчасти склонирована; песня Jah Division «Две Луны, Два Льва», песня «Хали Гали Кришна» «Агаты Кристи» и «Встань пораньше, взгляни в окно» группы Звуки Му большой пласт текстов, популярных у русскоязычной публики в конце 1990-х. Сам же каннабис возникает в истории только как призрак, за которым гоняется Иван-Дурак.

В целом, атмосфера фестиваля создаёт ощущение, что его участник находится за пределами обычной «будничной» Москвы. Там собрались самые разные люди, но совсем не похожие на москвичей – скорее на странствующих артистов театра.

И всё же, у таких мероприятий “для своих” есть перспектива выйти из условного подполья и занять нишу влиятельных творческих течений, как когда-то нонкомформисткое искусство, ставшее открытым в СССР только в период хрущёвской оттепели. То, что Георгий Чернов со своей командой смог собрать многочисленную публику в клубе «Вермель» на выступления практически никому неизвестных артистов – большой показатель, доказывающий, что в России есть талантливые продюсеры и группы организаторов.


Автор: Марина Климкова

Редактор: Карина Сиразова

Изображения: фестиваль Гайдук-фест

Наверх