“ЗАЧИТКА ДОКЛАДОВ ИЛИ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ?”: ЧТО ТАКОЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ-2019

Сегодня Санкт-Петербургский международный культурным форум — одно из ключевых событий в сфере российской культуры и искусства. Но можно ли в действительности считать его таковым? Возможно, это всего лишь зачитка докладов для отчётности и заключение контрактов “со своими”? Или всё же нечто большее? Приносит ли оно практическую значимость, способствует ли развитию современной русской культуры? Журнал МОСТ побывал на трёх ключевых событиях форума этого года в рамках профессионального потока, где собрались различные деятели культуры, и постарался честно ответить на эти вопросы.


13.11.2019 Нулевой день форума

Что: Красная стрела. Советское искусство — взгляд из будущего

Где: ЦВЗ “Манеж”

Спикеры: Семен Михайловский (ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина), Кристина Кэр (директор, отдел аспирантуры кафедры искусствознания Университета Норзвестерн), Зельфира Трегулова (генеральный директор, Государственная Третьяковская галерея), Николя Люччи-Гутников (куратор, Национальный музей современного искусства в Центре Помпиду), Гриша Брускин (художник), Игорь Припачкин (Директор Курской картинной галереи имени Дейнеки), Павел Пригара (директор ЦВЗ Манеж)

Зельфира Трегулова: “Творчество Дейнеки и Самохвалова —  лишь видимость работы на власть”

Симпозиум, прошедший 13 ноября в рамках профессионального потока, был приурочен к открытию выставки работ двух известных советских художников: Александра Дейнеки и Александра Самохвалова в ЦВЗ Манеж. Зельфира Трегулова, глава Третьяковской галереи, выступила первой и рассказала о трёх главных выставках советского искусства (“Сталинский выбор”, “Москва-Берлин”, “Коммунизм — фабрика мечты”), подчеркнув, что все самые выдающиеся художники советского времени находились тогда в обойме власти. Иначе быть и не могло — выставляться в музеях и других институциях советская власть позволяла только тем художникам соцреализма, которые прославяли государственную деятельность. Однако, как замечает Зельфира Трегулова, творчество Дейнеки и Самохвалова оказалось лишь видимостью работы на власть. В действительности необходим сложный инструментарий для понимания их глубоких по форме и содержанию работ.

Николя Люччи-Гутников: “Меня интересовал вопрос о том, как во Франции можно показать советское искусство”

Выставка «Rouge. Art et utopie au pays des Soviets» («Красный. Искусство и утопия в Стране Советов 1917-1953»), проходившая весной в Париже, рассматривала советское искусство как некий процесс: от авангарда до соцреализма, от Октябрьской революции до смерти Сталина.  В итоге зритель наблюдал за тем, как соцарт изживает себя и превращается во что-то пустое. “Меня интересовал вопрос о том, как во Франции можно показать сталинское искусство” — говорит Николя. Теперь он планирует открыть выставку работ Дейнеки в центре Помпиду.

Кристина Кэр: “Как с соцреализмом советский гражданин жил бок о бок, каждый день?”

Кристина Кэр работала с выставкой “Revolution Every Day” в Чикаго. Она отметила, что советское искусство сегодня довольно популярно в Америке. Идея выставки заключалась в том, чтобы проследить, как с тем искусством, которое являлось важным инструментом воздействия на общественное сознание, люди уживались каждый день.

Гриша Брускин: “Соцреализм долгое время воспринимали как оружие пропаганды”

“Соцреализм — не искусство” — именно так в советское время российские эмигранты воспринимали искусство того времени. Его видели исключительно как оружие пропаганды. Ситуация стала меняться только после распада СССР, утверждает художник. И всё же за рубежом советское искусство до сих пор воспринимается как китч, как экзотика, как утрированная вещь. Поэтому, считает Брускин, так важно показывать советское искусство в международной среде, делать “выставки исследования” и отказываться от штампованных представлений.

Игорь Припачкин: “Подлинное искусство находится вне социального контекста”

Работы Дейнеки и Самохвалова сейчас не столь востребованы, а зря, утверждает Игорь Припачкин. По его мнению, это отличный пример того, что подлинное искусство всегда находится вне социального контекста, и это искусство всегда видно сквозь время.

Павел Пригара: “Из советского соцреализма идеологические составляющие исключить невозможно”

Искусство, по мнению Павла Пригары, живёт в потоке времени. Поэтому невозможно исключать из советского соцреализма идеологические составляющие. Сейчас же важно сопоставлять советское искусство с западным. Через век, когда взгляд будет окончательно очищен от идеологии, важно увидеть это искусство с нового ракурса.


14.11.2019 Первый день форума

Что: Голос искусства в медиапространстве

Где: Главный штаб Эрмитажа

Спикеры: Сергей Михайлов (Генеральный директор, информационное агентство России ТАСС), Элисон Коул (главный редактор, The Art Newspaper), Владимир Мединский (Министр культуры Российской Федерации), Константин Богомолов (режиссёр, художественный руководитель Театра на Малой Бронной), Дона Раз Леви (глава отдела стратегических проектов Google в регионе Emerging Markets (Африка, Латинская Америка, Ближний Восток, Россия и СНГ), Ольга Голодец (заместитель Председателя Правительства Российской Федерации), Элой Мартинез де ла Пера Селада (куратор арт- и фэшн-проектов, основатель и генеральный директор, Sintítulo)

Дона Раз Леви: “Запросы в Google, связанные с искусством и культурой, к настоящему времени достигли показателя 500 млн в месяц”

Как сообщает Дона Раз Леви, запросы в Google, связанные с искусством и культурой, к настоящему времени достигли показателя 500 млн в месяц, и это, по её мнению, просто невероятно. Около 2000 партнёров по всему миру подключены к системе “Google Arts&Culture” на данный момент. Это позволяет самым различным социальным категориям граждан прикоснуться к прекрасному уже сейчас.

Константин Богомолов: “Искусство становится массовым, но его восприятие дешевеет”

По убеждению Константина Богомолова, искусство является тайной, а художник непременно должен пройти индивидуальный путь. Искусство должно царапать художника, иначе оно доставляет лишь комфорт и статус. С одной стороны, медиа проделывают потрясающую просветительскую работу в сфере искусства. В России выставочное дело является уникальным примером менеджмента. И всё же, искусство, проходя через медиа, через эти каналы, снижает энергию своего воздействия. Может ли искусство восприниматься массово? Ведь оно не является зоной лёгкого потребления. А сейчас происходит “попсовизация” сложного искусства.  Искусство становится массовым, но его восприятие дешевеет.

Ольга Голодец: “Интернет позволяет выстроить индивидуальную траекторию культурного развития”

Если раньше искусство было доступно лишь узкому слою, то теперь оно рядом с каждым, сообщает Ольга Голодец. Количество людей, заинтересованных искусством сегодня — настоящий вызов всему человечеству. Интернет, благодаря своей доступности, теперь позволяет выстроить индивидуальную траекторию культурного развития. Ответственность лежит и на медиа, поскольку именно они являются модераторами и навигаторами в современном художественном мире.


15.11.2019 Второй день форума

Что: THEATRUM 2020: расширяя границы сотрудничества театра и музея

Где: Главный штаб Эрмитажа

Спикеры: Николай Усков (редакционный директор, Forbes), Антон Флеров (критик, куратор Института театра), Кейт Бэйли (старший куратор и продюсер отдела театральных и перформативных искусств Музея Виктории и Альберта, куратор выставки «Опера: страсть, власть и политика»), Оксана Орачева (генеральный директор, благотворительный фонд Владимира Потанина), Андрей Могучий (художественный руководитель, Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова), Марк Болл (креативный директор Манчестерского международного фестиваля), Елизавета Фокина (генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царицыно»)

Марк Болл: “Люди чётко должны понимать, что можно взять из театра в музей и наоборот”

Марк Болл считает важным поддерживать сегодня именно междисциплинарное искусство. Наше время бросает вызов, и именно междисцплинарные художники способны удивлять. Люди чётко должны понимать, что можно взять из театра в музей и наоборот.

Андрей Могучий: “Именно театральные практики в музее помогают прочувствовать искусство”

Андрей Могучий в последнее время много занимался выставочными проектами. Выставка “Хранить вечно” проходила в Манеже в 2018 году при его участии, и инсталляция “Фонерный театр” к столетию БДТ тоже. Режиссёра интересует вопрос подлинности, ведь театр работает с вымышленной реальностью, в то время как музей работает с подлинным. Но именно театральные практики в музее помогают прочувствовать посетителю искусство. Так, выставка “Хранить вечно” демонстрировала реальные, подлинные экспонаты, связанные с войной, однако история попавшей на войну девочки, звучавшая в наушнике (наушник выдавали каждому посетителю у входа), была вымышленной. И тем не менее, именно эта история помогала прочувствовать весь ужас и боль военного времени.


Summary

Приходится констатировать: сегодня Санкт-Петербургский международный культурный форум не является формалистским мероприятием, но действительно позволяет участникам и спикерам серьезно поразмышлять о том, какие вызовы стоят перед современным искусством. Но приносит ли форум практическую значимость? Судить об этом весьма затруднительно, поскольку вопросы поддержки современных молодых деятелей искусства в России на всех трёх мероприятиях, увы, так и не были подняты спикерами в рамках заданной темы. И всё же, как ни парадоксально, именно на этом госфоруме отчётливо слышны настоящие голоса — голоса тех, кто живёт и дышит искусством.


Автор: Ксения Попова

Редактор: Леся Соколова

Изображения: Петербургский культурный форум, ТАСС

Наверх