ИГРА В МИСТИФИКАЦИЮ: КАК РАЗОБРАТЬСЯ В ТВОРЧЕСТВЕ МАУРИЦИО КАТТЕЛАНА

В этом году художнику Маурицио Каттелану, одному из главных возмутителей спокойствия в современной арт-среде, исполнилось 60 лет. В день его рождения последнюю на сегодня работу «Комедиант», состоящую из банана и скотча, передали в коллекцию музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. Разбираемся, чем еще известен Каттелан и можно ли встретить образы из его работ вне сферы современного искусства.


Маурицио Каттелан — классический представитель постмодернизма. Это художественное направление предполагает цитирование работ предшественников и ироническое мировосприятие. И то и другое можно найти в произведениях Каттелана. Его работы узнаваемы, они постоянно мелькают в социальных сетях, а образы и смыслы, которые он создает, нередко используются в рекламе и массовой культуре.

Ранние годы

Маурицио Каттелан родился в 1960 году в итальянском городе Падуе. Он не получил художественного образования и пришел в искусство только в 1980-х годах, перед этим побывав садовником, поваром, охранником и даже работником морга. В 1989 году состоялась его первая персональная выставка, которая выглядела как пустая закрытая галерея с табличкой на дверях «Ушел, скоро буду». Похожее «исчезновение художника» Каттелан воссоздал через какое-то время на Венецианской биеннале: отданный ему павильон он сдал в аренду рекламному агентству, которое использовало его в коммерческих целях во время всего мероприятия.

Фото: twimg.com

Работа с чучелами

В 1990-х годах Каттелан создал ряд работ, в которых фигурируют анатомически точные чучела животных. Одна из них, «Белка, которая покончила с собой» (1996), до сих пор вызывает много споров. Эта инсталляция выглядит как уголок квартиры (умывальник, водонагреватель и обеденный стол с двумя стульями), в котором произошла трагедия — белка выстрелила себе в голову из пистолета. Чучело белки за столом и оружие рядом с ним намекают на то, что белка — лишь образ, на месте которого вполне мог быть человек. Зритель не знает, что привело к такому финалу, он видит лишь конец истории. Но именно эта завершенность и одновременная незавершенность нарратива делает его привлекательным для зрителя. Именно после этой работы Каттелана заметили на мировой арт-сцене. Сейчас фотографию инсталляции можно увидеть на обложке книги художественного критика Оссиана Уорда «Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство» (2017).

Другая работа Каттелана «Баллада о Троцком» (1997) экспонировалась на выставке «Коллекция Fondation Louis Vuitton». Произведение представляет реалистичное чучело лошади, которое повесили на потолок за седло и сбрую. По задумке автора, именно оно символизирует русскую революцию и ее финал. Однако многие посетители Пушкинского музея посчитали, что это издевательство над животным, которого «чем-то накачали», — настолько живой выглядит эта лошадь.

Фото: christianpazzaglian.com

Смерть Христа и метеорит

В 1999 году Каттелан создал восковую фигуру Папы Иоанна Павла II  «Девятый час». Папа лежит в полном торжественном облачении на красном ковре между кусками битого стекла, а сверху его придавливает кусок метеорита. Согласно религиозной традиции, «девятым часом» называют время смерти Христа на кресте. Каттелан объяснил свою идею так: во время мессы, которую проводил Папа, бог швырнул в окно собора метеорит. Несмотря на довольно претенциозную форму работы, на аукционе Christie’s в 2006 году она была продана за 3 000 000 долларов. Сейчас ее можно увидеть в заставке первого сезона сериала «Молодой папа».

Фото: artdoart.com

«Он» и они

Еще одна работа Каттелана, в которой он использовал невероятно реалистичную восковую скульптуру, называется «Он» (2001). Если смотреть на скульптуру сзади, то кажется, что перед нами школьник, стоящий на коленях и со всей искренностью просящий у Бога прощения за очередную шалость. Однако при взгляде спереди становится ясно, что у этого школьника лицо Адольфа Гитлера. Каттелан ставит основателя Третьего рейха наравне со всеми другими людьми, представляя его беззащитным и слабым. Работа экспонировалась в Варшаве на месте бывшего еврейского гетто, что, разумеется, спровоцировало обсуждения этической стороны этого произведения.

Фото: artifex.ru

Золотой унитаз и политика

В 2016 году Каттелан создал произведение под названием «Америка». Это унитаз из 18-каратного золота. Им можно было пользоваться по назначению, так как художник установил его в туалете музея Соломона Р. Гуггенхайма. С этой работой тоже связан скандал. Когда Дональд Трамп обратился к представителям музея с просьбой на время своего президентства перенести в Белый дом картину Ван Гога «Пейзаж со снегом», ему предложили в качестве альтернативы именно «Америку». Трамп предпочел проигнорировать это предложение. В 2019 году работа была украдена с выставки в Бленхеймском дворце в Англии. Ее местоположение до сих пор неизвестно.

Фото: antheamissy.com

Банан в Майами

Основная цель Маурицио Каттелана — создать провокационный проект, который вызовет большой резонанс, после чего исчезнуть с арт-сцены на несколько лет. После создания «Америки» он не представлял никаких новых проектов вплоть до ярмарки Art Basel в Майами в 2019 году. На ней он выставил свое произведение «Комедиант» — банан, примотанный скотчем к стене. Первую версию объекта купили за 120 000 долларов. В дальнейшем на Art Basel дважды выставлялись реплики произведения. Вторую версию работы также приобрели коллекционеры, а третью — съел американский художник грузинского происхождения Давид Датун во время акции «Голодный художник». Это не было спонтанное решение, но заранее подготовленный инфоповод. Вполне возможно, что Каттелан был в курсе этого перформанса.

Ценность произведения современного искусства довольно относительна, ценность задумки художника тоже не имеет особого значения. Однако для Каттелана по-настоящему важен контекст произведения. Поэтому он помещает Гитлера в еврейское гетто, создает золотой унитаз «Америка» во время президентства Дональда Трампа и экспонирует обычный банан на ярмарке современного искусства, где его покупают за огромные деньги. Цель Каттелана — высмеивание современного общества. За это его любят и ненавидят одновременно, и ровно поэтому его образы пользуются таким спросом в рекламе и других проявлениях массовой культуры.


Автор: Екатерина Сурат

Редактор: Анастасия Кулагина

Фото: stfassets.net

Наверх