ИСКУССТВО НА ЗАЛИВЕ: ЧТО ПОКАЗЫВАЮТ В ПЕТЕРБУРГСКОЙ «БЛУЖДАЮЩЕЙ ГАЛЕРЕЕ»

От «Золотой палитры России» Владимира Дубосарского до «Лесного оленя» Мики Плутицкой в Петербурге открылась «Блуждающая галерея», предлагающая выставки для искушенных (и не очень) зрителей. Что еще можно увидеть в новом выставочном пространстве на берегу Финского залива в Петербурге рассказываем в новом материале.

 

В «Севкабель Порте» совсем недавно открылась «Блуждающая галерея». В создании пространства  принимали участие культурный холдинг «ОПГ Добрых дел» и кураторская команда фонда культурных инициатив «Sparta».

Слово «блуждающая» в названии неслучайно. Галерея будет путешествовать по всему «Севкабель Порту» и в скором времени расширится на другие здания вдоль Невы. «Такое решение позволит галерее представлять зрителям выставки, которые можно будет увидеть в различных условиях, возможно даже на улице в формате паблик-арта», рассказывает куратор публичной программы «Блуждающей галереи» и арт-медиатор Илья Крончев.

«Блуждающая галерея» это по сути выставочный центр, а не галерея в классическом смысле с определенным набором художников. Такого решения, по мнению создателей галереи, очень не хватало Петербургу. «Город, который претендует на звание культурной столицы, должен иметь больше проектов такого рода, потому что культура это не что-то законсервированное, что мы должны время от времени доставать с пыльной полки и любоваться барочным завитком, культура это актуальный процесс. Поэтому идея совершенно органичная. Создавая «Блуждающую галерею», мы, в первую очередь, рассчитывали на аудиторию, испытывающую зрительский голод и ищущую некую форму социализации в музеях и галереях», объясняет Лиза Савина, куратор галереи, соучредитель фонда культурных инициатив «Sparta».

«Блуждающая галерея» стала первым проектом в рамках зарождающегося кластера «Arthub», который по замыслу организаторов должен стать новым масштабным пространством актуальной культуры в Петербурге. Авторы «Arthub» надеются, что он не только сможет передать дух современного искусства, но и станет узловой точкой для проектов, институций, кураторов и художников со всей России.

Пространство «Блуждающей галереи» открылось циклом выставок «Стадия Зеркала». Название цикла связано с терминологией психоаналитика Жака Лакана, который  рассматривал стадию зеркала как реакцию ребенка на свое отражение. Таким образом, организаторы иронизируют над обсессией некоторых работников культуры, до сих пор живущих психоаналитическим дискурсом 50-х и постструктуралистским 60-х годов. «Мы устали от того, что любые ошибки художников можно исправить длинными текстами, опирающимися на терминологию постструктуралистов, и решили поговорить о том, что концепция важнее материала, включить психоаналитический дискурс в искусство еще раз, как бы невыносимо это снова ни звучало», делится Андрей Паршиков, член кураторской команды фонда V-A-C, куратор «Открытых студий» ЦСИ «Винзавод».

Фото: Блуждающая галерея

Концепт выставки предполагает всевозможные параллели, рифмы и пересечения в творчестве начинающих и зрелых авторов. С одной стороны, здесь представлены работы тех, чье творчество уже вошло в историю искусства, с другой — картины молодых авторов. Такая кураторская политика позволяет выстраивать мосты между художниками разных поколений, темы и методы которых, с точки зрения арт-критиков, имеют общие корни.

Открывает цикл двойная выставка «Быль/Небыль», которая представляет работы Владимира Дубосарского и Мики Плутицкой. Оба художника работают в жанре фигуративной живописи, оба рефлексируют над исторической и воображаемой памятью.  Название «Быль/небыль» — не просто цитата из песни про страну Олению, с которой Мику роднит целый цикл работ, но и достаточно четкое описание того, что же пишут эти два художника.

По словам организаторов выставки, они придерживались стратегии связи авторов разных поколений. «Один художник (или художественная группа) принадлежит тем, кто определял художественную повестку (и остался актуальным до сих пор) в девяностые-нулевые. Второй — молодой автор, чей творческий метод или тема исследования, на взгляд кураторов, имеет нечто сходное, какие-то точки соприкосновения. Первая выставка о живописи. Владимир Дубосарский — абсолютная звезда, и не потому, что его живопись невероятно обаятельна, а потому что работы дуэта Александр Виноградов/Владимир Дубосарский, распавшегося в 2014 году, оказали очень большое влияние на представления о современной фигуративной живописи в постперестроечной России. Мика Плутицкая, в свою очередь, молодая художница, творческий метод которой лежит в принципиально иной плоскости. Тем не менее оказалось, что точек сближения у этих авторов гораздо больше, чем они могли представить», — рассказывает Лиза Савина.

«Быль/Небыль» отличает не только творческий диалог, который между собой ведут художники разных поколений, но и беседы зрителей. Пока самыми популярными работами у публики остаются «Идиоты» Дубосарского и «Лесной олень» Плутицкой, в которой она предпринимает попытку отразить не только мотивы, характерные для живописи, но и кинообразы. Творческим дискуссиям способствуют арт-медиации — новый формат знакомства посетителей с актуальным искусством. Такая встреча предполагает обязательное участие проводника-медиатора, который помогает зрителям осмыслить картины и погрузиться в контекст выставки с помощью арт-терапевтических приемов. Одним из самых запоминающихся упражнений на выставке стал так называемый «Черный мешок», в котором нашелся даже паспорт ГДР. “Предметы из черного мешка становились ключами, открывающими каждому посетителю новые смыслы работ Плутицкой и Дубосарского. Арт-медиации создали дружелюбное и открытое поле горизонтальных связей, которое способствовало пониманию проектов художников и выставки в целом”, — объясняет Илья Крончев.

«Блуждающая Галерея» не ограничивается организацией выставок и арт-медиаций. Дрейфующий формат нового пространства в «Севкабеле» позволяет вести гибкую политику: показывать свои проекты, приглашать гостей, проводить коммерческие показы, анти-бранчи. Например, 13 февраля прошел public-talk «Как понимать современную живопись», на котором шесть экспертов рассказали о главных трендах в актуальном искусстве.

В ближайших планах у галереи организовать выставку работ группы «Синие носы» и выставку Александра Образумова, главной темой которой станут различные формы и темы ритуала.

Информацию о предстоящих событиях в пространстве можно найти на страницах выставочного центра в Instagram и Вконтакте.


Автор: Елизавета Богданчикова

Редактор: Арина Полуянова

Обложка: Блуждающая галерея

Наверх