ИСКУССТВО VS ВИРУС: КАК СТРАДАЮТ МУЗЕИ И ТЕАТРЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Пандемия коронавируса сегодня затронула все сферы жизни. Рушится мировая экономика, школы и университеты на карантине, политики всего мира ищут выход из сложившейся ситуации. Не осталось в стороне и искусство. Вирус повлиял на музеи, театры и галереи не только в России, но и за её пределами. Люди вынуждены сидеть дома. Разбираемся, как культурные институции находят выход из сложившейся ситуации.

 

 

Сегодня в России массово стали закрываться общественные места. Первыми оказались частные, интерактивные музеи и галереи. Государственные музеи и театры люди посещали добровольно, однако день за днем количество гостей уменьшалось.

 

Уже к середине марта Русский музей и Эрмитаж в Петербурге официально закрылись по решению Минкульта Петербурга. Власти предприняли такие меры не только для безопасности посетителей, но и для заботы о здоровье работников, ведь многие из них входят в группу риска по возрасту. Мэр Москвы Сергей Собянин запретил мероприятия в учреждениях культуры, если численность участников превышает 50 человек.

 

К счастью, в век цифровых технологий у нас есть возможность оставаться “на связи” с любимым театром или музеем. Огромное количество российских театров создают и осваивают новые платформы для просвещения и общения с ценителями искусства. Некоторые театры (например, Большой Театр или Александринский театр) решились на онлайн-спектакли. Они создали специальные проекты и онлайн-программы на время карантина. Команды сразу нескольких музеев (например, Эрмитаж и Третьяковская галерея) ведут интересные лекции в своих социальных сетях и даже онлайн-экскурсии. Это позволяет людям быть ближе к искусству, а работникам — защитить себя от заражения. И да, Минкульт также запретил иностранцам посещать московские театры и музеи.

 

В Европе ситуация с коронавирусом куда сложнее. Использовать Интернет в работе музеи и театры там не спешат. Дирекция Парижского Лувра закрыла музей 1 марта. 4 марта двери музея снова открылись, но только на один день. Закрыли музей, кстати, по требованию самих сотрудников. Они попросили снабдить их масками, антисептиками, а потом вообще предложили закрыть Лувр.

 

Музеи европейских стран закрываются один за другим: всё началось с Италии, затем свои главные музеи закрыла Испания, а вскоре паника дошла и до США. Некоторые европейские страны ограничились частичным прекращением работы театров и музеев. Германия, Финляндия и Австрия повысили контроль над фильтрацией воздуха в музеях.

 

Коронавирус повлиял и на всемирно известную арт-ярмарку Art Basel. Организаторы ещё в феврале 2020 года сообщили об отмене этого мероприятия во избежание распространения болезни. На помощь участникам пришел Интернет, и организаторы предложили провести ярмарку в режиме онлайн. Эту инициативу поддержали участники.

 

Ситуация с коронавирусом развивается стремительно. Художники теперь на грани банкротства из-за отсутствия живых площадок для продажи и резкого уменьшения количества заказов. В ближайшее время, вероятно, будут окончательно закрыты все театры, галереи и музеи для предотвращения распространения коронавируса.

 

Далеко не каждый театр обладает возможностью проводить онлайн-спектакли, и не каждый музей способен удержаться на плаву благодаря социальным сетям и другим Интернет-площадкам для поддержания общения с ценителями искусства. Многие провинциальные учреждения культуры в России попали в трудную финансовую ситуацию. Сотрудники остаются без работы и без зарплаты, что пагубно сказывается не только на конкретной институции, но и на экономическом состоянии города, региона и страны в целом.

 

 

Тяжелая экономическая ситуация наблюдается не только в России, но и за рубежом, ведь и здесь, и в других странах музеи приносят доход и пополняют бюджет государства. Одна только Третьяковская галерея в Москве может потерять около 65 000 000 рублей.

 

Если говорить о частных музеях, то здесь ситуация обстоит так же, как и с любым малым бизнесом. Владельцы частных музеев и галерей на данный момент оказались в тупике из-за отсутствия доходов. Большую роль в ухудшении состояния сферы культуры сыграла необходимость повторного планирования всех культурных мероприятий: от выставок до спектаклей. Важно не оставлять частные музеи, издательства, театры в беде. Например, музей Стрит-арта в Петербурге уже просит всех неравнодушных подписать петицию. Издательство Ad Marginem можно поддержать тут.

 

Основная задача искусства в современном мире — просвещать и вдохновлять людей, мотивировать их на новые свершения. С этими задачами многие музеи и театры всё-таки смогли справиться благодаря цифровым технологиям и социальным сетям. Однако обострившаяся экономическая ситуация сильно изменит внутреннее устройство абсолютно всех учреждений культуры, независимо от расположения, бюджета и руководства. Пандемия коронавируса влияет на каждый музей, каждый театр, каждую галерею. Все эти институции могут находиться в разных уголках планеты, но сейчас они объединены экономической проблемой.

 

Для нас такие события являются бесценным опытом и возможностью найти новые способы погружения в любимый вид искусства. Искусство меняется. Но вряд ли мы можем обойтись без реального искусства. Эмоции, которые человек испытывает, глядя на виртуальное, вряд ли сравнимы с ощущениями и впечатлениями от реальных картин, живой музыки и атмосферы театральных постановок. Остается надеяться на скорейшее восстановление работы всех институций, связанных с искусством.

 


Автор: Маша Опекунова

Редактор: Владимир Большаков

Наверх