ЭПОХА NEW NORMAL: КАК ПРОШЕЛ ФОРУМ ART MOSCOW ONLINE

28 января целый день с 10 утра до 9 вечера шла трансляция международного форума Art Moscow Online. Деятели искусства обсудили главные тренды и тенденции в эпоху цифровизации, рассказали о виртуальных музеях, онлайн-аукционах и коллаборациях художников с мировыми брендами.

 

 

Трансляция форума Art Moscow Online состоит из двух треков — двух линий вещания, между которыми можно переключаться и выбирать программу. Как объясняет ведущий Николай Палажченко, первый трек посвящен новым digital-форматам, а второй — влиянию социальных сетей на арт, меценатству и коллекционированию.

 

Лейтмотивом для всех программ стал процесс цифровизации и его влияние на искусство. Многие спикеры сошлись на том, что онлайн не заменит полностью офлайн, а социальные сети стоит использовать для приобщения большего количества людей к искусству. Сооснователь лондонской галереи современного искусства Unit London Джо Кеннеди сказал: «Когда мы открыли галерею, мы не понимали, насколько быстро будет развиваться виртуальный мир.  Когда сто человек стали следить за нами онлайн, мы поняли, что соцсети изменили культуру. 20 лет назад мы бы не смогли добиться таких же результатов с галереей. Соцсети убирают барьеры, делают искусство глобальным».

 

В форуме участвовали отечественные и мировые деятели искусства. Китайский художник Чжан Хуань дал подробное интервью. Он рассказал об опыте создания своей онлайн-выставки в Эрмитаже в 2020 году. Не все получилось реализовать: экспонат «Море души», например, не удалось выставить на Дворцовой площади. Художник надеется в будущем все-таки представить «Море души» в Петербурге. Хуань поделился своим взглядом на пандемию, предназначение художника роль самоизоляции во время пандемии.

 

«Я бы сравнил пандемию с третьем мировой. Но, с другой стороны, это событие заставило нас думать о том, что мы делаем, зачем живем и как необходимо правильно воспринимать жизнь, смерть и любовь. Появилось спокойствие. Только осознав важность духовного состояния, можно осознать свою значимость на этой Земле».

 

Катализатор массовых продаж

 

Спикеры форума обсудили онлайн-торговлю и онлайн-аукционы. Доступность такого формата проведения мероприятия обеспечивает спрос на предметы искусства. С начала 2020 года Christie’s, Sotheby’s и Phillips увеличили онлайн-продажи на 436 процентов по сравнению с прошлым годом, и получили прирост молодой аудитории.

 

Коллекционер Сергей Лимонов, однако, считает, что в Интернете появился «большой поток некачественного материала». Поэтому художник должен стараться следовать «за внутренним движением души, а не за течениями в Сети».

 

О коллекционировании

 

На форуме спикеры поговорили и о важности коллекционирования для музеев: часто коллекционеры дарят институциям свои собрания. Но что движет людьми, которые начинают собирать предметы искусства? «Я коллекционирую, чтобы расширить пространство вокруг себя, общаться с новыми художниками» — сообщил Роман Жавнер, коллекционер уличных артов. «Коллекционируя искусство, ты собираешь самого себя… Получаешь очень мощный сгусток мировой энергии» — пояснил  Сергей Лимонов, петербургский коллекционер.

 

Эпоха New Normal

 

В 2020 году активнее начали использоваться VR-технологии. Ярмарка Art Basel запустила проект Online Viewing Rooms, благодаря которому можно виртуально побывать на выставке в мировых галереях. Совершить виртуальную экскурсию можно и по Пушкинскому музею.

 

На форуме помимо дискуссий и интервью приглашенные гости провели две онлайн-экскурсии: «Коллекция Фонда Барнса. Сезанн» и «DSL Collection. Первый музей в виртуальной реальности». На первой реставратор Анна Шутова объяснила, как и зачем Поль Сезанн расширял свои картины, к примеру «Больших купальщиц».

 

Художник Пьер Фотрель для создания своих работ использует искусственный интеллект: изменяет старые настенные работы с помощью алгоритма перевода. «Сегодня  начало новый вехи», — говорит художник.

 

Сплав искусств

 

Коллаборация — одна из главных тенденций в современном искусстве. Для художников сотрудничество с брендами представляется новой площадкой для самовыражения. Лидер по коллаборациям — Louis Vuitton. Дом моды сотрудничал с Такаши Мураками, Ричардом Принсом, Яей Кусама, Синди Шерман, Джеффом Кунсом.

 

В Art Moscow Online приняли участие художник Марк Ферреро и директор по маркетингу фирмы часов Hublot Филлип Тардивел. Коллеги анонсировали выход совместного проекта — цифровых часов. На табло каждые два-три часа будет меняться заставка — и это картины Ферреро. «Будто у людей появится личный музей», — добавил Тардивел.

 

Коллаборацию со швейцарской фирмой часов Марк Ферреро откомментировал так: «Сейчас нельзя быть настоящим художником, если вас не интересует сплав искусств. Сегодня нужно уметь смешивать разные вещи. Нужно обладать искусством сторителлинга».

 

Цены на искусство

 

«Цены будут расти и расти. Однако в рамках рынка есть большие флуктуации, зависящие от вкуса, потому что вкус никогда не остается тем же самым, постоянно развивается и меняется» — заявил Симон де Пюри, швейцарский аукционист. В 20:40 по московскому времени форум, который посмотрели 100 000 зрителей, торжественно закрылся. Модератор Art Moscow Online Кирилл Игнатьев подытожил все сказанное за день и выделил несколько основных трендов:

 

1. «Мир искусства стал более эмоциональным и более человечным»

 

2. «Современное искусство — в сочетании искусств»

 

3. «Искусство и технологии — это два огромных хайпа»

 

4. «Онлайн не заменит офлайн, но второй научился обслуживать первый. В онлайн уйдет арт-бизнес».


Автор: Аня Иванова

Редактор: Владимир Большаков

Обложка: sun9-72.userapi.com

Наверх