ЭСТИМЕЙТ. ПРОВЕНАНС. ТОРГ: КАК УСТРОЕН АУКЦИОННЫЙ ДОМ SOTHEBY’S

На протяжении 250 лет аукционный дом Sotheby’s продолжает активно развиваться, и сегодня он является одним из главных игроков на мировом арт-рынке. Изучаем историю Sotheby’s и разбираемся, как ему удается оставаться главным аукционным домом так долго.



Аукционы – явление не новое. Они существовали еще в V веке до нашей эры в Древнем Вавилоне и в Древнем Риме. На публичных торгах, однако, продавалось не только искусство: там можно было найти всё, что душе угодно. С падением Римской империи аукционы прекратили свое существование. Но в 1599 году в Нидерландах провели первый книжный аукцион, который с уверенностью можно назвать аукционом современного типа. Двумя веками позже, 11 марта 1744 года книготорговец Сэмюэль Бейкер основал закрытый клуб для аристократов – аукционный дом Бейкера. Успех и доход пришли к нему незамедлительно. Публика активно интересовалась литературой в век Просвещения. Поэтому в 1754 году открыл свои двери уже аукционный зал Сэмюэля Бейкера.


В 1778 году дело перешло к племяннику Бейкера Джону Сотби, а компания получила название Sotheby’s. Именно в этот период аукционный дом начал расширять свою деятельность. Теперь аукционистов интересовали не только книги, но и антиквариат: монеты, медали, статуэтки. Наследники Джона Сотби возглавляли фирму более 80 лет.


В XIX веке Sotheby’s по-прежнему следовал книжному курсу. Он зарекомендовал себя крупнейшим в мире аукционным домом по продаже книжных раритетов. Вплоть до первого десятилетия XX века Sotheby’s продавал книги. Но в 1909 году, когда владельцами аукциона стали член Парламента Монтегю Барлоу и предприниматели Феликс Варр и Джефри Хобсон, Sotheby’s начал торговать искусством.


После Первой мировой войны аукционы стали обретать статус крупных культурных событий. Формат закрытого элитного клуба, с которого когда-то начинал Сэмюэль Бейкер, дополнился рядом высокопоставленных клиентов, качеством и уникальностью лотов, а также расположением в самом центре Лондона, в здании, где когда-то находилась мастерская Гюстава Доре. На Sotheby’s стали появляться работы старых мастеров, а с приходом Питера Уилсона на пост директора в 1936 году успешно были проданы работы импрессионистов и художников авангарда. Именно тогда началась эпоха особой ценности работ художников современности. Несмотря на перерыв в годы Второй мировой войны, объем продаж в период конца 40-х и начала 50-х годов рос с огромной скоростью. В 1955 году Sotheby’s открыл свой филиал в Нью-Йорке, а чуть позже и в других столицах мира.


Sotheby’s сформировал английский тип проведения торгов (восходящий) – старт с минимальной цены с последующим ее повышением. Вещь на английском аукционе уходит тому, кто предложил за нее самую высокую цену. Существует еще один тип аукционов – голландский (нисходящий). Вещь уходит тому, кто успел “поймать” понижение цены.


Сегодня Sotheby’s идёт в ногу со временем и максимально модернизирует искусство аукциона. Клиенты могут участвовать в торгах и делать ставки онлайн. Чтобы посмотреть, как проходит аукцион, не обязательно участвовать в торгах, можно следить за судьбой лотов и накалом страстей в качестве зрителя. Участником можно стать по предварительной регистрации.


Аукцион – это целый ритуал, который начинается задолго до того, как в аукционном зале собираются все участники. За месяц до события появляется каталог работ, а за неделю – открывается выставка. Аукционный дом берет на себя оценку всех лотов, гарантирует подлинность, а также обеспечивает информационную поддержку потенциальным покупателям.



Что касается искусства, на его цену оказывает большое влияние провенанс работы – “биография” произведения. Важными становятся не только автор, дата создания, но и факт участия в крупных выставках или участия в криминальных историях. Случается, что цены на две работы одного периода одного мастера существенно отличаются только потому, что одна из них путешествовала по зарубежным выставкам, а вторая – пылилась в хранилище. Внешние факторы также могут оказывать существенное влияние. Цену в значительной степени может скорректировать экономический кризис или политическая обстановка в стране.


Цена после удара молотка не является окончательной. Необходимо будет оплатить комиссию Sotheby’s (12-25%) и отдельные налоги той страны, в которой проходят торги. Если потенциальный покупатель сделал ставку, но передумал, то ему придется заплатить неустойку в размере от 10%. Вернуть покупку можно, но только если есть претензии к заявленному качеству работы.


Сегодня Sotheby’s принадлежит немало рекордов. О них стало известно благодаря тому, что с 1988 года аукционный дом сделал свою деятельность более прозрачной – открыл доступ к результатам своих торгов. Имена покупателей при этом не оглашаются в целях их безопасности и сохранности только что приобретенных ими произведений искусства или предметов антиквариата. 15 мая 2019 года “Стога” Клода Моне купили за рекордные 110 000 000 долларов. Работа Пабло Пикассо “Мальчик с голубой трубкой”, проданная в 2004 году за 104 200 000 долларов, тоже в свое время побила рекорд. Среди скульптур всех опережает “Шагающий человек” Альберто Джакометти, ушедший за 103 700 000 долларов в 2010 году. В Sotheby’s иногда появляются и вовсе уникальные лоты. Так в день пятидесятилетия первого полета человека в космос на аукционе была продана за 2 800 000 долларов космическая капсула “Восток 3КА-2”. А пару кроссовок Nike 1972 года забрали в коллекцию совсем недавно за 437 500 долларов.


В мае этого года должны были состояться масштабные торги в Нью-Йорке. Из-за коронавируса все крупнейшие аукционные дома, включая Sotheby’s, перенесли майские торги на конец июня. Весна – наиболее выгодное время для аукционов и галерей: самые большие продажи случаются именно в это время года. Sotheby’s решил провести серию онлайн-аукционов, один из которых уже прошел 31 марта 2020 года. Суммарная выручка составила 2 100 000 фунтов при эстимейте (ожидаемой выручке) от 1 700 000 до 2 300 000 фунтов.


СМИ сообщают об увольнении сотрудников и снижении зарплат в аукционных домах. Sotheby’s также отправляет часть сотрудников в отпуск на период карантина, продолжая при этом проводить онлайн-торги. Цифровые каталоги с видео и профессиональная поддержка коллекционеров делает свое дело. Арт-рынок продолжает находить новые способы не сбавлять обороты даже в такие трудные времена.



Автор: Алиса Николаева

Редактор: Владимир Большаков

Наверх