КАК В ПАРИЖЕ И ЛУЧШЕ: КАК ОЛЬГА СВИБЛОВА СТАЛА ДИРЕКТОРОМ МАММ

Ольга Свиблова одна из ключевых фигур современной отечественной арт-сцены. Почему основательница крупнейшего российского музея фотографии и мультимедиа МАММ 6 лет проработала дворником? Как у нее получилось изменить ход развития искусства в СССР и России? И при чем тут Канье Уэст и Андрей Малахов?

Ольга Львовна Свиблова — видный представитель культурной жизни России. Сегодня она заведует Московским домом фотографии, также известным как Мультимедиа Арт Музей (МАММ). Она куратор художественных и фотовыставок, кинодокументалист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.


Ольга никогда не мечтала о своей профессии. Окончила психологический факультет МГУ, а в 1987 году — аспирантуру факультета по направлению «Психология творчества», но работать по специальности не захотела. С красным дипломом и диссертацией за плечами Ольга шесть лет проработала дворником. «Это было самое счастливое время в моей жизни, потому что я выбирала свободу», — говорит директор МАММ.


Искусство Свиблова любила с детства: интерес к театру, музеям и галереям прививали сначала в семейном кругу. Ольга родилась в семье московских интеллигентов. Свиблова отмечает влияние школы, которая отличалась гибким подходом к образованию. Знакомству со многими культурными деятелями способствовал также первый брак с поэтом Алексеем Парщиковым. В квартире супругов всегда толпились гости, проходили музыкальные и поэтические вечера.


С середины 1980-х годов Ольга начинает курировать выставки Московского союза художников в Выставочном зале на Кузнецком мосту. В 1986 году прошла знаменитая XVII Молодежная выставка, которая стала беспримерным событием в культурной среде СССР. Впервые работы неофициальных художников находились рядом с официальным искусством. Андрей Ройтер, Юрий Альберт, Максим Кантор, Вадим Захаров — все были представлены на одной площадке. Впервые появилось понятие «куратор». Впервые современное искусство пошло на открытый диалог со зрителями. Выставку сопровождала насыщенная программа: лекции, концерты, кинопоказы и поэтические вечера (организацией последних занималась Ольга).


Чуть позже Свиблова организовывала арт-проекты в Финляндии, Шотландии, Исландии и других зарубежных странах. Тогда же она начала снимать документальные фильмы, многие из которых покорили международные кинофестивали. «Кривоарбатский переулок, дом 12» (1987), «Черный квадрат» (1988), «В поисках счастливого конца» (1991), «Дина Верни» (1995) получили призы в Лозанне, Канне, Чикаго, Бомбее, Париже. В середине 1990-х годов Ольга курировала выставки русских художников в французской галерее La Base, которая принадлежала ее второму мужу Оливье Морану.


Фото: moskvichmag.ru


Однако главным проектом, который изменил ход развития искусства в России, стал Московский дом фотографии. Свиблова основала музей в 1996 году. В России к этому моменту уже сложилась передовая школа фотографии во главе с А. Родченко, Б. Игнатовичем, А. Шайхетом, однако фотовыставки почти никто не устраивал. «Не было традиции —  смотреть фотографию. Когда я занялась новым искусством и фотографией, это было мной осмыслено очень четко. Я понимала: искусству нужна публика. А этой публики не было вообще», объясняет Ольга.


Свиблова обратилась к Правительству Москвы с идеей создать пространство по образу Европейского дома фотографии во Франции. «Я изучала опыт и дала себе слово, что когда-нибудь у нас все будет, как в Париже и лучше», решила она.


Сейчас МАММ крупнейший музей фотографии и мультимедийного искусства, который реализовал более 3000 выставок. Среди художников, чьи произведения представляли здесь, были Джефф Кунс, отец фоторепортажа Анри Картье-Брессон, концептуалист Илья Кабаков и многие другие. Среди знаменитых посетителей отметились Канье Уэст и Гоша Рубчинский, которые пришли посмотреть на работы Александра Родченко в 2016 году.


В музее проходят не только выставки, но и концерты, кинопоказы, лекции и мастер-классы. В мае работали детские творческие мастерские, можно было записаться на интенсивный курс по фотографии. 17 июня прошел хореографический перформанс «На дне нефтяной скважины», посвященный критической теории.


В МАММе также организуют экскурсии: общие и по отдельным выставкам. Здесь проходят фестивали «Фотобиеннале» и «Мода и стиль в фотографии». В рамках последнего сейчас стоит посмотреть работы Бориса Назаренко, Эмми Америки, Лорен Гринфилд и Юлии Майоровой.


С 2006 года при музее работает Московская Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, где дети и взрослые могут пройти обучение по различным направлениям: от фотографии до ручной печати. Руководители разработали программы на основе опыта ведущих художественных школ мира, вдохновляясь отечественными школами авангарда. С февраля 2020 года обучение проходит также в онлайн-формате.


Ольга Свиблова всегда подчеркивает важность образовательной и вдохновляющей функции музея. Основная публика молодежь до 35 лет. «Когда мы делаем выставки, мы ведём огромное количество социологических исследований. Учитываем, какие медиа являются ведущими для привлечения зрителей. Осваиваем разные способы коммуникации с ними. Каждый раз пытаемся сделать так, чтобы на одной площадке проекты сосуществовали и по сходству, и по контрасту. Чтобы было напряжение», — говорит Ольга описывает.


Несмотря на уклон в сторону современного искусства, МАММ не забывает и про прошлое. «История России в фотографиях» важный проект музея, который действует с 1997 года. Цель создание фотолетописи России: на сайте представлены фотографии из государственных музеев, архивов и частных собраний. Зарегистрированные пользователи могут также добавлять собственные фотографии или составить в личном кабинете свою фотовыставку, лучшие из которых сайт затем публикует.


Сейчас музей, как и его директор, бесстрашно движется вперед. Ольга с энтузиазмом готовится к реализации проектов на новом языке — цифровом, так как находить новые варианты общения с публикой — интересный вызов.  «Сегодня это не просто перевод офлайн-проектов в онлайн, это совершенно специфические формы творческой деятельности»‎‎, — говорит она.


Фото: peopletalk.ru


Недавно Свиблова возглавила новый арт-центр в городе Апатиты Мурманской области. Новоиспеченный директор планирует показывать современное искусство жителям и гостям города, а также открыть первый филиал Школы Родченко вне столицы. Инициатором открытия центра искусства выступил Андрей Малахов: он родился и вырос в Апатитах, а теперь хочет подарить жителям пространство для творчества и новых идей.


В марте 2021 года на масленичной неделе Малахов, Свиблова и другие гости посетили Апатиты в честь открытия центра. В сеть выложили видео, где Ольга в очередной раз всех удивила, на этот раз танцами. В детстве она занималась балетом и, очевидно, любовь к танцу не пропала. Ольга двигалась по залу, как и по жизни — смело и свободно.


«Хорошее искусство опережает время. В нём есть экзистенциальная составляющая, которая говорит о вечных истинах. Это телескоп, направленный в будущее»‎‎, — бессменная позиция Свибловой.


Автор: Регина Эйдельман

Редактор: Арина Полуянова

Обложка: tellerreport.com

Наверх