COMPETITION, FORUM, PANORAMA: О СЕКЦИЯХ И ФИЛЬМАХ БЕРЛИНАЛЕ-2020

Чуть больше недели назад завершился 70-ый, юбилейный Берлинале – один из самых громких кинофестивалей наряду с Каннским и Венецианским. Фильмы-лауреаты получили своих медведей. Нам удалось посетить первые дни киносмотра и оценить представленные фильмы. Как обычному зрителю разобраться в программе? И как купить билет на кинопоказ со звёздами в главный дворец фестиваля? Разбираемся в новом материале.

 

 

Кинофестиваль, составивший впоследствии конкуренцию уже зарекомендовавшим себя смотрам в Каннах и Венеции, открылся в 1951 году фильмом Альфреда Хичкока “Ребекка”. И за 70 лет существования здесь прошли премьеры многих именитых режиссёров: Сидни Люмета, Ингмара Бергмана, Антонио Антониони, Ларисы Шепитько, Джафара Панахи, Чжана Имоу и других громких имён со всего мира. Помимо шедевров мировых знаменитостей здесь можно увидеть фильмы независимого кино, которое затрагивает острополитические и социальные темы, говорит “откровенно о сокровенном” и транслирует различные идеи в массы. Если вы хотите увидеть фильм одним из первых, то сделать это не сложнее, чем купить билет в обычный кинотеатр. Жаждущему достаточно за три дня до желанного показа подойти в центр Аркаден на Потсдамской площади и купить билет. Если получить заветный билет в этот день не получается (такое бывает) – есть возможность приобрести его в день премьеры прямо напротив главного дворца фестиваля (Berlinale Palast) – в театре Блюмакс или онлайн на официальном сайте, когда открываются дополнительные продажи.

 

Программа основного конкурса (Competition) – это вышеупомянутые громкие имена. Один из представленных фильмов в этом году – работа Келли Райхардт “Первая корова”, элегическая поэма о диком Западе. Зритель вряд ли увидит погони и услышит выстрелы – все то, чем так богат жанр вестерна. Перед зрителем разворачивается дружба двух иммигрантов Куки (Джон Магаро) и Кинг Лу (Орион Ли) на фоне меланхоличных пейзажей Орегона 20-ых годов 19 века. Герои совершают дерзкую попытку построить бизнес, в основе которого лежит краденое молоко единственной коровы процветающего помещика. Вестерн продолжает цикл орегонских картин Келли Райхардт (“Старая радость”, “Венди и Люси”, “Обход Мика”, “Ночные манёвры”), чьи персонажи являются лишь прохожими, случайно попавшими в объектив камеры. Они маргиналы или представители рабочего класса, ищущие лучшей доли, и показанные в рамках одного сообщества. Элементы юмора нерешительно прорастают сквозь размеренное полотно повествования. Его неспешный темп, долгие операторские планы природы, немногословность героев настраивают зрителя не на просмотр, но скорее на созерцание истории.

 

 

Секция специальных гала-премьер (Berlinale Special Gala) является второй по значимости на фестивале после основного конкурса. Именно здесь был представлен последний фильм канадского режиссёра украинского происхождения Вадима Перельмана (“Дом из песка и тумана”, “Пепел” с Владимиром Машковым, “Измены” с Еленой Лядовой). Фильм “Уроки фарси”, показанный на основной площадке кинофестиваля, не является типичным фильмом про концлагерь, хотя поначалу может таковым показаться. Главный герой – бельгиец еврейского происхождения Жиль Кремье (Науэль Перес Бискаярт) – чудом избегает смерти, притворившись персом, и попадает в концлагерь. Здесь ему предстоит стать учителем фарси для офицера-эсэсовца Клауса Коха (Ларс Айдингер), заведующего кухней и лелеющего мечты о переезде в Иран и открытии там своего ресторана. Перед героем стоит непростая задача изобрести язык и научить ему антагониста. За основу он берёт имена и фамилии узников концлагеря, трудясь секретарём у Коха в кабинете. Спаянные воедино, они превращаются в слова псевдофарси, который изо дня в день спасает Жиля от смерти. Фильм даёт нам возможность испытать невероятный спектр эмоций, когда напряжённые ситуации приправляются изрядной долей юмора. Карикатурное поведение Клауса Коха как эсэсовца варьируется от бросающего в ужас до вызывающего улыбку над абсурдностью ситуации. Злодей превращается из картонного, шаблонного персонажа в обычного человека, понятного аудитории, когда сочиняет и декламирует стихи на выдуманном языке. Он даёт Коху возможность выразить себя, тогда как его родной язык ограничен идеологией. Однако очеловечивание остальных отрицательных героев через призму их взаимоотношений на фоне происходящих событий делает их поступки в глазах зрителя ещё более ужасающими. По всем объективным и субъективным критериям этот фильм стремится к максимальной отметке по десятибалльной шкале.

 

Секция “Форум”, нацеленная на открытие новых имён в кинематографе и часто показывающая экспериментальное кино, празднует в этом году 50 лет со дня своего основания. Ее создали с целью расширить границы того, чем по сути фильм является. Последняя работа известного в фестивальных кругах американского режиссёра Джеймса Беннинга “Ферма Мэгги”, была показана в рамках данной программы. Это пример того, что сейчас называют термином “slow cinema” – иными словами, созерцательное кино. Длительные планы статичной камерой, отсутствие какого-либо нарратива и драматической структуры – всё это характерные черты данного течения. Хронометраж фильма состоит из 24 последовательных кадров, по три с небольшим минуты каждый. Камера фиксирует здание Института Искусств, в котором режиссёр проработал 33 года, и близлежащие пейзажи. Манера съёмки фокусирует внимание зрителя на незатейливых деталях, звуковым оформлением которых служат окружающие шумы, случайная мелодия или обрывок разговора.

 

Хотя созерцательное кино в проявлении своей абсолютной, крайней формы часто обвиняют в безразличии или даже враждебности по отношению к зрителю, некоторые теоретики кино относятся к нему положительно. В частности, французский кинокритик Мишель Симент, который называет его “одним из видов мыслящего искусства”. Очевидно, что зрителю, привыкшему к быстрому темпу повествования, будет сложно воспринять фильм, где оно (повествование) в принципе отсутствует. Не говоря уже о том, чтобы понять высказывание автора.

 

На встрече, приуроченной к выходу фильма, Джеймс Беннинг даёт отсылку к песне Боба Дилана, в честь которой он назвал свою картину. Оба произведения объединены темой эксплуатируемого человека. Институт у Беннинга выступает в качестве эксплуататора, но людей не обучающих, а обучаемых. Данный фильм можно назвать экспериментальным с той точки зрения, что сам эксперимент проводится над аудиторией в зале. Некая монотонность картины вгоняет зрителя в транс, в погружение в собственные мысли, даже если это мысли не о кино.

 

Есть и другие, не менее интересные секции у Берлинского кинофестиваля. Berlinale Shorts – программе короткого метра, Encounters – вызов современным формам кино и Panoramа, где фильмы, объединённые одной темой, идут параллельно программе основного конкурса. Здесь также проходят показы ретроспективы и классики. Современный, дерзкий и независимый – Берлинский кинофестиваль расстилает свои красные ковровые дорожки для всех желающих ежегодно в феврале.

 


Автор: Настасья Ширшова

Редактор: Владимир Большаков

Изображения: Берлинале-2020

Наверх