ГЕНРИХ V, СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА И КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ: О НОВОМ ФИЛЬМЕ “КОРОЛЬ” НА NETFLIX С ТИМОТИ ШАЛАМЕ

1 ноября на стриминговом сервисе Netflix стал доступен исторический фильм Дэвида Мишо “Король”. Премьера фильма состоялась ещё в сентябре 2019 года в рамках Венецианского кинофестиваля. С тех пор это один из самых ожидаемых фильмов осени и, вероятно, самая громкая премьера на Netflix. Журнал МОСТ решил выяснить, так ли хорош Тимоти Шаламе в образе Генриха V, как об этом пишут в социальных сетях (спойлер: да), и что нам стоит ждать от картины про Столетнюю войну.


Времена Столетней войны – мрачные страницы в истории Англии. Генриху V было суждено не просто взойти на престол в моменты мятежа, междоусобиц и конфликтов с враждебной Францией, но и стать одним из величайших молодых полководцев своей эпохи.

В основе фильма лежат исторические хроники Уильяма Шекспира, поэтому некоторые факты из биографии молодого короля не соответствуют действительности. Картина опирается на текст известного драматурга, тем самым создавая историческую действительность с налётом шекспировской пьесы.

Молодой парень, наследник трона, презирающий своего отца и бессмысленное кровопролитие, прожигает свои дни в компании друзей. Он живет вне королевства, будто жизнь вдали от отца, Генриха IV, поможет избавиться от железных оков наследуемого трона. Да и сам король не желает завещать престол старшему сыну, отдавая предпочтение младшему, — целеустремленному, но, увы, малодушному человеку. Однако, как это часто бывает, судьба всё берёт в свои руки, и молодой принц Хэлл, будущий Генрих V, словно по великому предназначению, становится королём Англии.


Зритель видит, как исполненный веры в добро мальчик, романтизирующий этот мир, превращается в мужчину с сильным характером и непоколебимым духом. Хотелось бы увидеть этот процесс в духе увлекательных романов Диккенса, но моменты преображения героя происходят настолько быстро, что молодой король, ещё не успев облачить своё хрупкое тело в доспехи, казнит двух предателей.

Пожалуй, одним из самых интересных персонажей является Джон – единственный настоящий друг главного героя. Его слова о жестокости и абсурдности войны точно и ярко передают мысли самого короля Генриха V. Во времена средневековой Англии войны, конечно, были обычным и неизбежным делом. С одной стороны, война способна вызвать упоение битвой, но радость победы неизбежно сменится печалью и опустошением. Люди, не беспокоясь за свое будущее, мчались на поле сражения ради своей страны и близких.

Таким образом, слова Джона об абсурдности войны перекликаются с миром современной действительности, где насилие всё ещё продолжает порождать боль.

Создатели картины не могли обойти вечный конфликт отцов и детей, который решает не только судьбы героев, но и будущее государств. Однако эта проблема непонимания затрагивается по ходу сюжета: она задаёт тон повествованию, предлагая вспомнить собственные отношения со старшим поколением.

Одной из важнейших идей, которая составляет весь сюжет фильма, становится взросление молодого героя и формирования его не только как короля, но и как личности. На протяжении всего хронометража Генрих V неустанно задаёт вопросы самому себе и окружающим его людям. Для чего Англии воевать с Францией? Как объединить страну? Может ли король иметь друзей? Кому он может верить, а кто является предателем? И главный вопрос – кем же он сам является?

Благодаря блестящему актёрскому мастерству Тимоти Шаламе, видны и сомнение в глазах, и отчаянный взгляд, и готовность идти в бой. Несмотря на то, что люди не могут сразу его принять, глядя на него с опаской и недооценивая его потенциал, он доказывает, что является королем для народа. Невзирая на разочарование, которое ему придётся испытать, он всё же уверенно встаёт на свой собственный путь в истории Англии. Ему предстоит не только управлять страной и решать международные вопросы, вписывая своё имя в книги по всемирной истории, но и сформировать своё мировоззрение, создать семью. Ведь вопреки тому, что короли являются правителями народов, их так или иначе направляют их семьи.


Безусловно, картина Дэвида Мишо получилась вполне качественной исторической драмой, но, к сожалению, не обошлось без минусов. Одним из главных событий не только фильма, но и Столетней войны, является битва при Азенкуре. Это действительно одно из решающих сражений той эпохи. Французская армия, имевшая численное превосходство над английскими войсками, потерпела поражение. В истории не так много примеров, когда при такой неравной борьбе побеждает сторона с меньшим количеством людей и с более грамотной тактикой нападения.

От этого эпизода зритель ждёт не только сцены кровопролития и драматической музыки, но и переживание боли потерь и радости победы вместе с героями, однако эти ожидания остаются неоправданными. Это сражение открыло новую страницу в истории обеих стран. Для Франции оно означало вынужденное подписание договора, согласно которому Генрих V объявлялся наследником французского трона. Королю Англии, помимо расширения территории и гегемонии, эта победа принесла брак с Екатериной Валуа, которая после смерти Генриха станет основательницей новой королевской династии Англии – Тюдоров.

Казалось бы, такая сцена должна вызвать желание посмотреть картину на большом экране, но в фильме она является лишь битвой на фоне красивого пейзажа.

Почему Столетняя война всё ещё остается темой, к которой обращаются в индустрии кино? Создается ощущение, что англичане и французы вечно воевали и ненавидели друг друга. Прошло столько лет, столько поколений сменили друг друга, но в искусстве мы всё равно продолжаем видеть сражения из времён средневековой Европы. Ответ на этот вопрос весьма простой и одновременно довольно сложный. Несмотря на то, что строятся новые города, люди мчатся навстречу будущему, живут и умирают, внутри них живет коллективная память. Эта память хранит исторические травмы, которые продолжают существовать в нашем сознании, и фильм “Король” — ясное тому подтверждение.


Автор: Гульназ Давлетшина

Редактор: Лиза Матросова

Изображения: Netflix

Наверх