ПОВТОРИТЬ УСПЕХ “СИЯНИЯ”: О ФИЛЬМЕ “ДОКТОР СОН”

2019 год действительно богат на экранизации Стивена Кинга признанного мастера ужасов. «Кладбище домашних животных», вторая часть истории «Оно»… Даже платформа Netflix не осталась в стороне, выпустив ещё одну экранизацию плодовитого писателя «В высокой траве». Но в ноябре случилось то, чего ждали почти все: фанаты фильма Стенли Кубрика “Сияние” очнулись от многолетней спячки и отправились в кинотеатры за новыми впечатлениями. Удалось ли новой картине, ставшей условным продолжением одной из культовых экранизаций Стивена Кинга, покорить сердца зрителей?


Картина расскажет о жизни того самого “сияющего” мальчишки Дэнни Торранса, который вырос. Малыш Дэнни переживал ужасные дни в отеле “Оверлук”, где стал свидетелем безумия своего отца. Рассекая на трёхколёсном велосипеде, он видел то, что детские глаза видеть не должны. Конечно, с учётом таких вводных полностью оправиться от детской травмы не удалось. Уже взрослый Дэнни переживает не лучшие времена, а алкоголь приглушает боль и ужас пережитого. Мужчину преследуют беспорядочные связи и опрометчивые решения, которые и блокируют то самое «сияние».

Тем временем, ужасающие события и пропажа талантливых детей выводят Дэнни на связь с девочкой Аброй, сияние которой видно за сотни километров. За девочкой открывают охоту участники странной “секты” – они поглощают жизненную энергию детей, питаясь их болью и страхом.

Новый фильм “Доктор Сон” является честной адаптацией одноименного романа Стивена Кинга, помимо всего прочего эта картина является ещё и сиквелом (продолжением) “Сияния” Стэнли Кубрика, который ещё в далёких 80-х экранизировал роман. 

Режиссёр Майк Флэнеган (“Окулус”, “Игра Джеральда”) относит свой новый фильм к той же киновселенной адаптаций романов Кинга, которую трепетно создавали годами: за культовой картиной Стэнли Кубрика последовал мини-сериал “Сияние” (1997), более подробно раскрывающий “особенности” мальчишки Дэнни, после чего появился совершенно логичный и дополненный “Доктор Сон”.


Многие до сих пор обсуждают, что экранизация книги “Сияние” не понравилась автору романа. Стивен Кинг посчитал, что режиссёр неверно истолковал суть произведения. По мнению мастера, главный герой в исполнении “одержимого” Джека Николсона не подходил на роль смотрителя отеля “Оверлук”, ведь становление безумия героя должно было происходить постепенно. Нетипичная внешность актёра лишь отвлекала внимание от происходящего и от специфических особенностей маленького Дэнни, которого в уже повзрослевшем варианте сыграл Юэн Макгрегор (“На игле”, “Мулен Руж”).

Сегодня, спустя столько лет, в голове простого зрителя не укладывается, что Джек Николсон не подходил на роль безумца, ведь его демоническая внешность и харизма стали практически визитной карточкой и навсегда причислили фильм к разряду культовых. А исступлённое “Here`s Johny” в просвете сломанной двери можно считать одной из самых жутких сцен. 

Удалось ли Майку Флэнегану хотя бы немного приблизить свою картину к сиянию “Сияния”?

Осторожно, спойлеры

В новой экранизации внимание приковано к герою Макгрегора. Он становится ключом к “шкатулкам” сознания, открывает тайные секреты того, что происходило в заснеженной местности много лет назад.


Новый фильм наполнен отсылками к прошлой экранизации своеобразная дань уважения культовому кино: пугающие девочки-близнецы, задумчивая женщина в ванной, знаковое покрытие полов, кровавая волна, заполняющая тёмные коридоры отеля… А восстановление одной из сцен у барной стойки отеля похоже на настоящую кропотливую реконструкцию: профиль актера, который отдалённо напоминает профиль героя Николсона, смакующего стаканчик-другой огненного виски. Все эти тонкости погружают зрителя в другой мир, дают стать частью вселенной, отрывают от реальности, разрушая границы временных рамок. Создаётся ощущение, что повествование одной картины плавно перетекает в другую, не нарушая при этом общей нити повествования. 

Но эти отсылки к культовой картине совершенно не означают, что “Доктор Сон” лишён индивидуальности: все актёры от мала до велика заставляют своей игрой поверить в происходящее, проникнуться историей, сопереживать героям и их решениям.

Уже полностью состоявшегося актёра Макгрегора оттеняет восходящая звезда Килиг Керран. (Кстати, это второй фильм актрисы. Первый вышел ещё в 2017, но не был широко представлен российскому зрителю). Юное дарование органично смотрится в своей роли, остаётся надеяться, что талант актрисы будет «сиять» и дальше.

Актёрский дуэт Макгрегор/Керан дополняет Ребекка Фергюсон. Шведская актриса, которая снималась в фильмах «Живое», «Девушка в поезде» и бесчисленных «миссиях» Тома Круза.

Актрисе удалось передать образ кровожадной хиппи, которая ради долгой жизни готова загубить максимальное количество маленьких детей. Почему же именно детей, задаётся вопросом рядовой зритель? По мнению автора картины, некоторые дети излучают «сияние», обладают способностями, которые взрослые теряют. Намёк ли это на то, что с возрастом люди перестают быть особенными, теряют навыки, за жизненной суетой становятся обычными, перестают «гореть» и вовсе? Совсем не тривиальная идея, согласитесь? 

“Доктор Сон” вообще снят не в стиле классического ужастика: никаких “бу-эффектов” (резких пугающих моментов) и скримеров (эффектов неожиданности). Фильм берёт совсем другим: своей ориентацией на мистический триллер, атмосферу присутствия и полного погружения зрителя.

Внушительный хронометраж (два с половиной часа) не утомляет, а идёт только на пользу раскрытия персонажей. В этом случае зритель получает ответы почти на все вопросы, которые возникали ранее, более глубоко понимает мотивацию героев и природу их внутреннего конфликта.

Режиссёр не в первый раз делает акцент на атмосферности происходящего. В его фильме “Игра Джеральда” (кстати, это ещё одна экранизация книги Стивена Кинга) локация развивается всего в одной комнате, и акцент смещён в сторону психологии главной героини. Быть может, именно такой подход является своеобразной фишкой режиссёра.

Ну и отвечая на заглавный вопрос статьи: в 80-е Стивен Кинг неблагосклонно отнёсся к фильму, ставшему легендой; сегодня зритель презрительно морщит нос, ведь повторить успех легенды якобы нельзя. Но помните, проигравших нет, пока идёт борьба.


Автор: Алина Плёточка

Редактор: Владимир Большаков

Изображения: Каро-Премьер

Наверх