КОЧУЮЩИЕ И СТРАЖДУЩИЕ: КАК УСТРОЕНА БИЕННАЛЕ MANIFESTA

В современном мире так много арт-институций, что выставки, биеннале, фестивали и конкурсы могут легко затеряться. И все же в этом разнообразии есть одна европейская биеннале, отличающаяся хотя бы тем, что ее место проведения каждый раз невозможно предсказать. Manifesta появляется именно там, где жители остро нуждаются в перезагрузке, и кажется, только современное искусство способно все изменить.

 

Весной 1994 года в Голландии силами культурных организаций европейских стран была создана новая биеннале. А уже через два года, в 1996 году в Роттердаме открылась первая Manifesta. Появилась она как ответ на падение Берлинской стены, на новые вызовы, глобализацию, развивающуюся мировую коммуникацию, как реакция на окончание Холодной войны. Место действия Manifesta — бывшие фабрики, заводы, тюрьмы и музеи. Это единственная “кочующая" из страны в страну биеннале, основанная голландским историком искусств Хедвиг Фейен.

За двадцать пять лет биеннале побывала во многих точках мира. Швейцарская основная выставка Manifesta-11 в 2016 году располагалась в двух местах: комплексе Loewenbraeukunst, бывшей пивоварне “Loewenbraeu", и выставочном центре Helmhaus на берегу Лиммата.

Впервые куратором выставки стал художник Кристиан Янковски. Современное искусство давно нашло свое место в маленькой Швейцарии, ведь одна из главных ярмарок современного искусства Art Basel проходит как раз в соседнем Базеле.

Тема 2016 года звучала как “Что люди делают за деньги: совместные предприятия”. Джон Рафман, канадский мультимедиа-художник, совместно с владельцем спа-салона сконцентрировал фальшь насилия в компьютерных играх и напускное спокойствие медитации посредством картинок в видеоряде.

Маурицио Каттелан использовал для своей инсталляции озеро, где создал дорожку для инвалидной коляски. Воплотить идею ему помогала паралимпийская чемпионка Эдит Вольф-Хункелер.

Российский художник Евгений Антуфьев представил инсталляцию, посвященную Владимиру Владимировичу Набокову, в местной церкви.

Фото: images.adsttc.com

В 2018 году Manifesta-12 обосновалась в Палермо (Италия). “Планетарный сад. Культивируя сосуществание” — эта тема биеннале возникла благодаря художнику 19 века Франческо Лоджаконо, картина которого вдохновила кураторов выставки. Ни одно из изображенных растений на его картине “Вид Палермо” не является местным. Например, эвкалипт австралийский, локва из Японии, даже цитрусы возникли в Италии благодаря арабскому правлению. Так, собственно, и появляется местный колорит — из заимствованных черт и предметов. Именно это и показала Manifesta-12.

Выставочные площадки расположились в церквях, палаццо, на площадях, в театре и ботаническом саду Orto Botanico. Заброшенный театр Гарибальди стал штаб-квартирой, а пустырь, виднеющийся из окон здания, — главной площадкой на открытии фестиваля.

В рамках Manifesta-12 группа парижских художников-активистов Coloco решили разбить сад на месте пустыря, где так и не построили супермаркет или детскую площадку. Художники вовлекли в работу местных жителей и вывезли тонны мусора.

Группа из Лос-Анджелеса “Упавший фрукт” создала карты города, на которых отметила стрит-арт, уличные алтари и плодовые деревья. И количество этих деревьев в городе смог бы увеличить любой местный житель, просто посадив свое дерево. На оборотной стороне листовки находились традиционные рецепты лимончелло, мармелада, граната и орандажа.

Матильда Кассани инсталлировала традиционные католические празднества, создав дневной фейерверк Tutto. Из четырех пушек, стоящих по углам площади Кватро-Канти, сыпались конфетти на случайных прохожих и посетителей выставки.

В полуготическом палаццо XVI века Форселла де Сето голландская художница Патрисия Карсенхаут рассыпала соль, напоминая зрителям о легенде: считалось, что рабы, съевшие много соли, станут настолько легкими, что улетят обратно в родную Африку.

В 2020 году Manifesta-13 проходила в Марселе (Франция), одним из ее кураторов стала Катерина Чучалина, старший куратор фонда V-A-C. Партнер Венецианских биеннале, V-A-C ведет выставочную, образовательную и издательскую деятельность на площадках Москвы, Лондона и Венеции. Кстати, в последней у фонда собственное пространство.

Выставка состояла из трех программ: центральная выставка Traits d’union.s, образовательная Le Tiers Programme и параллельная программа Les Parallèles du Sud.

Биеннале 2020 года состоялась, несмотря на пандемию, однако выставочное время сократилось до трех месяцев. Пришлось отказаться от торжественного открытия из-за ограничительных мер по предотвращению распространения коронавируса. Темой 2020 года стала двойственная идентичность. Марсель как площадка выбран неслучайно: портовый город во все времена объединял людей со всех уголков земного шара.

Manifesta-14 пройдет в столице Косово — Приштине в 2022 году.

Каждая биеннале никогда не повторится, каждый город имеет свою историю, и появление фестиваля в том или ином месте всегда связано с актуальными мировыми или локальными проблемами. Часто местные жители фестивальных городов начинают смотреть на привычные вещи по-новому. Искусство стимулирует созидание. Manifesta именно этим и занимается.


Автор: Анна Белякова

Редактор: Елизавета Матросова

Обложка: images.graph.cool

Наверх