КОНЕЦ ГЕНДЕРНОЙ ЭПОХИ: ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ НА ВЫСТАВКЕ «ПРИЮТ: РЕБОРН» ГЕРМАНА ЛАВРОВСКОГО В CUBE.MOSCOW

В Cube.Moscow (галерея «Алиса») проходит дебютная выставка художника Германа Лавровского «Приют: Реборн». В небольшом зале представлены 3D-скульптуры. Лейтмотив экспозиции исследование семейных отношений в контексте постцифровой и постгендерной эпох. В центре внимания кукла «Реборн» бесполое, лишенное антропоморфных черт существо.

 

Пластиковый «Реборн» художника Германа Лавровского преобразует ценности, связанные с воспитанием детей, посредством интерактивной игры со скульптурой. Абстрактный образ младенца освобождает зрителя от необходимости наделять его гендерными качествами. Игрушки, окружающие центрального персонажа, также выходят за рамки привычных социальных и половых конструктов. Например, «Мета-жираф» (2019) игрушка, которую взрослая аудитория воспринимает с трудом. Она вызывает разные, порой не связанные друг с другом ассоциации, побуждает фантазировать о форме и содержании. Однако детское сознание, не тронутое условностями, вряд ли отвергает игрушку. Как правило, девочка играет с куклой и кухонными принадлежностями, потому что повторяет социальные функции матери или просто не имеет другого предмета для игр.

На творчество Германа Лавровского повлияли картина «Послеродовой документ» Мэри Келли, философская книга «Гостеприимство матрицы» Ирины Аристарховой и эксперимент «Международная солидарность» Веры Шмидт. В сиротском доме детей растят в среде без общественных предрассудков и родительских наказаний. Проект «Реборн» тоже эксперимент: художник передает куклу из рук в руки в качестве тренажера для родителей. Такая практика подкрепляет теории гендерной раскрепощенности, экономики заботы и радикального гостеприимства.

Фото: afisha.ru

 

В 2019 году Герман Лавровский организовал перфоманс «Игра с Реборном», в котором приняли участие Александра Абакшина, Йожи Столет, Анастасия Волохова, Игнат Хлобыстин и художник Илья Долгов. Участники через взаимодействие с «Реборном» исследовали проблемы родительства в постгендерном пространстве и репродуктивные возможности, например суррогатное материнство. Тема получила продолжение в спектакле Алины Шклярской и Александры Абакшиной «Лакомый кусочек». В проекте принял участие Лавровский. Премьера спектакля прошла в феврале 2020 года в студии перформативных искусств «СДВИГ». «Лакомый кусочек» поднимает тему мужской беременности и исследует теорию гостеприимства, избегая иронии и футуристичности. Действие происходит в настоящем. 


Лавровский совместно с куратором выставки Егором Софроновым в марте провел квир-чтения. Организаторы в процессе игры и коммуникации интерпретировали работы и обсуждали проблемы, к которым обращается художник. Александра Абакшина разыграла интервью участников проекта «Лакомый кусочек». Герман Лавровский расширил эксперимент и попробовал изобразить усыновление других экспонатов выставки, среди которых «Hospitality of the Matrix» и «Деструкция как причина становления» 2020 года. Однако оба предмета воспринимались скорее как инкубаторы, нежели существа, претендующие на место «Реборна». Несмотря на инопланетный облик, «Реборн» выглядит по-младенчески трогательным, из-за всеобщего внимания в его «праве на жизнь» нет сомнений. Экспонаты с графическим сопровождением в блоге художника кажутся гораздо более наполненными, чем обездвиженные скульптуры в галерее «Алиса».


Автор: Диана Садретдинова

Редактор: Регина Эйдельман

Обложка: garage.digital

Наверх